Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

5 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе – больше характерно для молодёжи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
5 мая 2015, 18:05 • Общество

«Нет у него никаких претензий»

Бывший узник концлагеря не имеет претензий к напавшим на него детям

«Нет у него никаких претензий»
@ 47news.ru

Tекст: Иван Чернов, Роман Крецул

История с нападением детей на старика, бывшего узника концлагеря, может оказаться не столь очевидной. Сам пострадавший не в претензии и не имеет следов побоев, а камнями в него, как выясняется, вовсе не кидали. У психологов же есть свои соображения о том, откуда берутся такие дети.

«Закидали 77-летнего глухого и хромого старика камнями»

Во вторник в СМИ распространилась информация о том, что в поселке Важины Подпорожского района Ленинградской области трое школьников закидали камнями 77-летнего бывшего узника фашистского концлагеря Анатолия Федотова.

У детей, которые это совершали, учеников младших классов, нет морально-нравственных ограничений

В администрации поселка 28 апреля проходило вручение медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Получил медаль и узник финского концлагеря под Петрозаводском 77-летний Анатолий Федотов. Около пяти часов вечера он возвращался оттуда домой, когда школьники начали кидать в него булыжники, сообщил местный портал «47news.ru».

Два года назад он перенес тяжелую операцию на ноге, поэтому передвигается медленно. С балкона на школьников крикнула его супруга. Но в ответ на замечание один из хулиганов лишь оголил зад.

Про Анатолия Федотова известно, что с 1941-го по 1944 год он был вывезен из деревни Согинцы Подпорожского района и находился в финском концлагере под Петрозаводском. По словам дочери узника Татьяны, в лагерь он попал в четырехлетнем возрасте.

«Его привезли туда вместе с семилетней сестрой, матерью, бабушкой и дедушкой, который умер там же, в лагере. Было еще двое братьев. Один из них 18-летним погиб на фронте», – рассказала она.

По словам родственников, Федотов прекрасно помнит, как жилось в лагере. Например, он вспоминает, как их подкармливали финские солдаты. Дети пролезали под проволокой и возвращались обратно с кашей. В 1941 году в районе Петрозаводска было создано шесть концлагерей. Согласно установленным для них правилам, там находилось ненациональное население, вывезенное с прежнего места жительства, где его пребывание по военным соображениям было нежелательным.

«У нас в Важинах около ста человек узников. Для Подпорожского района это не редкость», – добавила дочь.

Будучи взрослым, Федотов 40 лет проработал в местном лесхозе – «посадил больше тысячи деревьев», говорят его родственники.

«Закидали 77-летнего глухого и хромого старика камнями и булыжниками... Он никогда плохого слова никому не скажет... Мой дед был ребенком в лагере у фашистов, голодал. Для того чтобы сохранить ему жизнь, его дедушка жертвовал свой паек. Мне обидно и горько осознавать, насколько невоспитанными и жестокими могут быть дети», – добавила также внучка ветерана Ольга.

Реакция 

Однако глава Важинского муниципального образования Юрий Кощеев заявил, что не все так однозначно, и призвал не торопиться назначать и казнить виновных.

«Ребята нормальные, второклассники, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Один, правда, сложный ребенок, остальные нормальные. Объяснения... Какие могут быть объяснения у второклассников? Никаких. Бабушка одного из них, порядочный человек, в слезах уже четвертый день. Директор школы бедный, если с ума не сойдет, повезет, наверное».

По его словам, дети не знали о статусе пожилого человека: «На нем не было никаких наград, конечно же, не было такого, что специально из-за того, что ветеран...» Кроме того, обратил внимание Кощеев, журналисты некорректно передали информацию: «Нет у него никаких претензий. Не камнями в него кидались, а каким-то песком, чем-то таким. Никаких у него ушибов нет», – подчеркнул глава администрации.

Он задался вопросом, почему судьбами ветеранов все озаботились лишь накануне 70-летия Победы. «А что делали 20 лет-то?» – сказал Кощеев. Он отметил, что из-за поднявшегося ажиотажа в поселке сейчас очень нервная обстановка.

«Не дай Бог дети что-нибудь с собой сделают. Представляете, как их родители сейчас наказывают? Представляете, сейчас ребенку если жизнь сломают? Или с родителями что-нибудь случится. Общественное мнение такое, что родители плохо воспитывают детей. Плохой поступок, конечно, несомненно. Но до такой степени, конечно, нельзя», – заключил он.#{crime}

Тем временем Подпорожская городская прокуратура начала проверку – и одновременно подтвердила, что телесных повреждений у Анатолия Федотова действительно нет, за помощью к врачам он не обращался.

Помимо воспитательной беседы, никакого другого наказания для школьников не планируется, сообщает РСН. А один из них уже состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних МВД России.

«Решается вопрос о проведении экспертизы в отношении ученика, есть сомнения в его психическом здоровье», – вместе с тем рассказали в прокуратуре.

«Детям по девять лет, и наказанием станет только разъяснительная беседа, ничего больше не сможем. Но это без внимания не останется. Хулиганский поступок, тем более неуважительное отношение к пожилому человеку, дает основания полагать, что мы где-то недорабатываем с детьми», – сказал глава Важинского городского поселения Андрей Афонин.

Известно, что хулиганы-второклассники были опрошены. О том, в кого они кидали камни и кто такой «узник», они не знали.

Как рассказали РИА «Новости» в комиссии Общественной палаты России по развитию науки и образования, данный случай демонстрирует пробел в воспитательной функции школы и указывает на необходимость изменения иерархии образовательных ценностей.

Три составляющие проблемы

«В данном конкретном случае предъявлять претензии родителям, конечно, невозможно, это требует расследования всех обстоятельств, – высказал свое мнение в интервью газете ВЗГЛЯД психолог, психиатр Марк Сандомирский. – Но это частное проявление общей социально-психологической проблемы постсоветского общества. Здесь складываются три составные части.

Первая – возросший уровень агрессивности детей и подростков, – продолжает психолог.  Это явление было отмечено начиная со второй половины 2000-х годов, когда был зарегистрирован резко возросший уровень правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Поиск причин привел к выводу о том, что совершают это подростки, которые родились на грани распада СССР. Существует явление, изученное криминальной психологией: когда беременная женщина или кормящая мама испытывает сильный стресс, ее ребенок не получает достаточно положительных эмоций, нарушен эмоциональный контакт, и впоследствии у ребенка резко возрастает риск антисоциального поведения. Потому что такие дети не научились сочувствовать, сопереживать. Первоначально ребенок подражает в этом матери. И сочувствие означает, что когда другому человеку больно, мы тоже испытываем душевный дискомфорт. Когда человек вырастает социопатом, он просто не может представить себя на месте другого, который испытывает боль, и поэтому с легкостью совершает агрессивные действия. После распада СССР прошло 14–15 лет, такие детишки вступили в подростковый возраст и начали совершать жестокие преступления. Последующие возрастные группы усваивали такое жестокое агрессивное поведение у более старших. Это социальный механизм, с помощью которого формируются устойчивые негативные социальные явления, как в армии дедовщина».

«Вторая часть: у детей, которые это совершали, учеников младших классов, нет морально-нравственных ограничений, – продолжил он. – Они просто не представляли, что такие поступки недопустимы. Их этому никто не научил. Такого рода поведение тоже распространено широко, поскольку у детей все чаще отмечается явление инфантилизации. Не привиты нормы поведения, и поэтому они себя ведут как неразумные дети дошкольного возраста».

В-третьих, считает психолог, в целом среди детей и подростков растет частота развития нервно-психических нарушений, среди которых все чаще встречается так называемое десоциальное поведение. «Оно подробно описано в новой международной классификации болезней. И дети, и подростки с таким расстройством поведения легко преступают всяческие нормы. Если хотя бы один такой ребенок оказывается в компании, он становится неформальным лидером, остальные в силу двух ранее описанных причин подражают ему. Что, очень возможно, в данной печальной ситуации и произошло», – заключил Сандомирский.

..............