Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

82 комментария
3 февраля 2014, 17:02 • Общество

«Чувствует себя Богом»

Виктор Глебов: Этот мальчик имел неуравновешенную психику

«Чувствует себя Богом»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

«Жестокости как раз совершаются не серийными убийцами, а незаметными, тихими людьми. У таких людей как раз накапливаются негативные факторы, которые иногда приводят к такому взрыву», – заявил газете ВЗГЛЯД психолог Виктор Глебов. Он уверен, что школьник, который захватил московскую школу и убил нескольких человек, имел неуравновешенную психику.

Старшекласснику, открывшему стрельбу в московской школе, назначена психолого-психиатрическая экспертиза. Об этом в понедельник сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. «В ближайшее время следователи будут решать вопрос об избрании в отношении него меры пресечения», – говорится в сообщении на сайте Следственного комитета России.

Какие меры следует в первую очередь предпринять по итогам трагедии в столичной школе номер 263?





Результаты
252 комментария

Напомним, в понедельник молодой человек, вооруженный малокалиберной винтовкой и охотничьим карабином, заставил охранника школы № 263 района Отрадное провести его внутрь. Он взял в заложники два десятка 10-классников, находившихся в кабинете биологии. Охранник успел вызвать полицию с помощью тревожной кнопки. Однако когда на место приехал наряд, преступник обстрелял силовиков из окна. При захвате школы погибли сотрудник полиции и учитель географии и биологии.

Позже сотрудники правоохранительных органов нейтрализовали преступника, им оказался ученик одного из старших классов этой школы. По факту расстрела и захвата заложников возбуждено уголовное дело по статьям 206, 105, 317 УК РФ (захват заложников, убийство, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов).

Сдаться в руки правоохранителей подростка уговорил его отец, прибывший на место происшествия. Переговоры отца с сыном шли на протяжении 15 минут, после чего мужчину экипировали бронежилетом, он вошел в класс, где переговоры продолжались еще полчаса. После чего ученик отпустил всех школьников. После этого спецназ подготовился к штурму и задержал юношу.

О том, какие факторы могли стать причиной трагедии, газете ВЗГЛЯД рассказал кандидат психологических наук, доцент кафедры экологии человека экологического факультета РУДН Виктор Глебов.

ВЗГЛЯД: Виктор Васильевич, на странице этого школьника в сети «ВКонтакте» всего одна запись – ролик про самого быстрого стрелка в мире. В последний раз он заходил на эту страницу в понедельник утром с мобильного телефона. Информации о нем как о личности мало. Известно, что он отлично учился, возможно, шел на золотую медаль. По предварительной версии следователей, у него произошел срыв. Вы согласны с такой версией?

Виктор Глебов (фото: web-local.rudn.ru)

Виктор Глебов (фото: web-local.rudn.ru)

Виктор Глебов: Это сложно называть срывом. В человеке накапливаются разные проблемы социального, семейного плана. И в какой-то момент проявлением агрессии становятся факторы неудачи и другие накопившиеся проблемы. Чаша переполняется, и отсюда происходит «взрыв» такого плана. Сейчас сложно предположить, что послужило основной причиной расстрела. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что здесь важны социальное окружение и та напряженность в обществе, которая, к сожалению, как показывают российские и западные исследования, нарастает. И это в первую очередь отражается на детях, особенно детях с неустойчивой психикой.

ВЗГЛЯД: Этот школьник умел обращаться с оружием. Из 11 выстрелов три попали в цель. О чем говорит такое умение? Он стрелял из-за паники? Или у него был расчет?

В. Г.: Если он хорошо знал оружие, то мальчик в принципе был настроен на его применение. Когда человек обладает оружием, он уже входит в несколько измененное состояние. Он чувствует себя лидером, он чувствует себя Богом, который может убить или помиловать. Состояние, когда применяется оружие, особенно в таком возрасте, – это состояние некоторого аффекта. Это же не серийный убийца, не профессиональный вояка. Именно количество выстрелов говорит о состоянии некоторого аффекта. Он вошел в этот раж и стрелял, наверное, пока не закончилась обойма.

ВЗГЛЯД: По предварительной версии, у школьника был конфликт с убитым им учителем географии. По другой – конфликта не было. Почему он решил так расквитаться с ним?

В. Г.: Безусловно, мальчик имел неуравновешенную психику. Представьте, если при каких-то обидах начнется применение оружия, в этом случае одна часть населения перебьет другую. Уровень агрессии в России наиболее высок. Это связано с социальным напряжением. Это может дать такой толчок. С другой стороны, вероятно, конфликт ученика с учителем носил не эпизодический характер, а длился долгое время, почему мальчик, собственно, видимо, все рассчитал и подготовил. У него созрел детальный план этого преступления. Полагаю, что здесь все-таки конфликт был долговременным.

ВЗГЛЯД: При этом он отлично учился.

В. Г.: Жестокости как раз совершаются не серийными убийцами, а незаметными, тихими людьми. У таких людей как раз накапливаются негативные факторы, которые иногда приводят к такому взрыву. Он постоянно нуждался в каком-то поощрении. То есть ожидания, которые требовали от него, вызывали тихое эмоциональное напряжение. То есть ему всегда необходимо было быть лидером: хорошо учиться, быть примерным. Для детской психики это большое напряжение. Порой она не выдерживает.

ВЗГЛЯД: Почему он решил послушаться отца, который пришел в школу, и сдаться, отпустить заложников?

В. Г.: В жизни любого человека существуют значимые люди. Отец – тот человек, который для мальчика является авторитетом.

ВЗГЛЯД: Многие ученики в блогах радовались, что будут отменены занятия. Только единицы отмечали, что «ужас, убили двух, а вы радуетесь, что уроков не будет». Как вы объясните такую реакцию?

В. Г.: Дети – это как лакмусовая бумажка нашего общества. Все, что происходит в обществе, отражается в их поведении. Это та фальшь и те пороки, которые показываются нам с телеэкранов, та культура, которая заложена в настоящем моменте развития общества, – она и приносит такие плоды. Больше и комментировать нечего. Это продукт нашего общества. Сейчас мы хаем советскую молодежную политику, но тогда была культура, идеология. И не было таких явлений ни в школе, ни в обществе. Были единичные случаи. А сейчас это чуть ли не норма.

ВЗГЛЯД: Насколько суровым должно быть наказание? Он же школьник, у него еще вся жизнь впереди.

В. Г.: Безусловно, эти факторы должны учитываться и приниматься во внимание. Но это уже удел судей и общественности. Но однозначно, что тюрьма – это не место для исправления.

..............