Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
19 сентября 2011, 16:15 • Культура

«Направить в правильное русло»

Антон Губанков: Граффити - искусство, а не хулиганство

«Направить в правильное русло»
@ Reuters

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

«Желающие что-то испортить, наверное, будут, этого исключать нельзя. Но, насколько я знаю, у приличных граффитистов не принято рисовать на работах друг друга», – заметил в интервью газете ВЗГЛЯД глава Комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Губанков, описывая долгосрочный проект граффити-фестивалей «АртСтена», первой акцией которого стала роспись 200-метровой гаражной стены в спальном районе города.

Необычная художественная акция «Достоевский и Космос» прошла в Петербурге в минувший уикенд. В течение трех дней молодым уличным художникам-граффитистам было предложено расписать 200-метровую гаражную стену по адресу улица Школьная, 21 в Приморском районе города. Основная идея акции – превратить стену в своеобразную книгу, посвященную творчеству великого писателя. При этом подтему космоса каждый художник раскрывал по-своему, импровизируя и самовыражаясь, исходя только из общего вектора.

Мы хотим структурировать эту художественную историю, сделать ее знаковой для Северной столицы и понятной для местной публики

В субботу в рамках акции также прошли два мастер-класса от известных художников граффити. Один – от Паши Wais'a на тему секретов рисования фотореализма на стене на примере портрета Достоевского. И второй – от Саши Trun'а по созданию шрифтового граффити «Достоевский. Космос».

Акция стала первым мероприятием в рамках петербургского граффити-фестиваля «АртСтена», который, как обещают его организаторы, станет регулярным.

Подробнее о новом фестивале, уличных вандалах и отношении Достоевского к космосу газета ВЗГЛЯД попросила рассказать главу Комитета по культуре Санкт-Петербурга Антона Губанкова.

ВЗГЛЯД: Антон Николаевич, расскажите о концепции этого необычного фестиваля. Какую основную цель преследуют его организаторы: украсить город или, может быть, приобщить подростков к более высокой культуре?

Антон Губанков: Мы уже давно думали об организации общегородского фестиваля граффити. И эта идея наконец осуществилась. В перспективе мы рассчитываем сделать проект системным, регулярным, ежегодным, возможно даже, он будет проводиться дважды в год.

Антон Губанков: В спальных районах есть довольно много заброшенных плоскостей, с которыми нужно что-то делать (Фото: ИТАР-ТАСС)

Антон Губанков: В спальных районах есть довольно много заброшенных плоскостей, с которыми нужно что-то делать (Фото: ИТАР-ТАСС)

При этом мы преследуем несколько целей. С одной стороны, хотелось бы показать граффити как искусство, а не как хулиганство. С другой – есть желание преобразовать городское пространство и особенно спальные районы, где довольно много заброшенных плоскостей, с которыми нужно что-то делать. И еще одна цель – постараться сделать так, чтобы основным местом притяжения граффитистов стали уже не городские улицы, а те места, которые будут выделены под этот проект. Проблема вандализма особенно актуальна для центра города, где от него страдают многие памятники, любой вид рисования на памятнике – это и есть акт вандализма. Но я думаю, что если творческую энергию уличных художников направить в правильное русло, то и подобных проявлений будет меньше.

ВЗГЛЯД: Фестиваль граффити начался с необычной художественной акции «Достоевский и Космос». Кому пришло в голову объединить столь разные темы?

А. Г.: Необычное название объясняется следующим образом: в этом году мы празднуем 190-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского и 50-летие первого полета человека в космос. Мы посовещались с художниками-граффитистами и решили, что было бы интересно обе эти темы объединить.

ВЗГЛЯД: За безопасность созданной арт-стены не опасаетесь? Не боитесь, что изображение, нарисованное «официальными» граффитистами, очень быстро уничтожат граффитисты-вандалы?

А. Г.: Во всяком случае, ни район, ни муниципальные власти не будут иметь к этому отношения. Желающие что-то испортить, наверное, будут, этого исключать нельзя. Но краска, которая там используется, держится до полусотни лет. И насколько я знаю, у приличных граффитистов не принято рисовать на работах друг друга. В этой акции приняли участие все известные, настоящие мастера граффити из Петербурга. И мне бы хотелось, чтобы стена стала такой живой выставкой их работ.

ВЗГЛЯД: Как вы нашли мастеров граффити? Сколько человек принимают участие в акции? Кто финансирует проект, он осуществляется на бюджетные деньги?

А. Г.: В акции принимают участие около 40 художников. Искали мы их совместно с Центром современного искусства имени Сергея Курехина. Сразу же вышли на наиболее известных граффитистов, сели вместе, обсудили концепцию проекта и очень быстро нашли общий язык. Еще нам очень помогли районные власти (Приморского района, где проходит акция – прим. ВЗГЛЯД).

Самое дорогое в этом проекте – это краска. Также пришлось потратиться на какие-то инфраструктурные вещи, например организовать звуковое сопровождение, поставить специальную палатку, куда можно зайти, передохнуть, выпить чаю и т. д.

Общие расходы на «стену Достоевского» составили около 200 тыс. рублей, но это достаточно небольшая сумма для таких мероприятий. О бюджетных деньгах речи пока не идет, все финансирование идет из внебюджетных источников. Но уже в следующем году, может быть, на это будут направлены и государственные деньги.

ВЗГЛЯД: Что будет после Достоевского, какие новые акции пройдут в рамках граффити-фестиваля «АртСтена»?

А. Г.: Следующий «чемпионат» среди граффитистов пройдет уже весной 2012 года. Я надеюсь, что и другие территории города будут активно подключаться и наша акция будет кочевать из района в район, охватывая все новые пространства. При этом будут уже другие, новые темы для творчества. Пользуясь случаем, хочу сказать, что я очень благодарен прессе, которая проявляет такое внимание к нашей инициативе.

200-метровая гаражная стену по адресу улица Школьная, 21 преобразилась до неузнаваемости (Фото: Reuters)

200-метровая гаражная стена по адресу улица Школьная, 21 преобразилась до неузнаваемости (Фото: Reuters)

ВЗГЛЯД: По какому принципу будут отбираться районы и места для новых граффити-акций? Это будут самые грязные стены, требующие немедленного вмешательства?

А. Г.: Речь ведется в основном о спальных районах. И уже сейчас многие главы этих районов активно идут с нами на контакт. Любая стена, конечно, требует определенной подготовки. А механизм принятия решения такой: район предлагает нам какую-то площадку, мы вместе с художниками-граффитистами смотрим, обсуждаем и решаем, подходит она или нет. Дальше уже определяется общая тематика, концептуальный подход и т. д.

ВЗГЛЯД: Для Северной столицы этот фестиваль – новое явление. Есть ли аналоги ему в других городах России?

А. Г.: Я не думаю, что это какая-то эксклюзивная идея. Активно подобными уличными акциями занимается, например, Пермь. Но для Петербурга она действительно в новинку. Город у нас особый. И многие даже сейчас задают вопрос: а при чем здесь Петербург, как он связан с граффити? Мы хотим структурировать эту художественную историю, сделать ее знаковой для Северной столицы и понятной для местной публики.

Справка

Рисование граффити на городских стенах в зависимости от обстоятельств подпадает под ст. 213 («Хулиганство») или 214 («Вандализм») УК РФ, предупреждают авторы сайта «Мир граффити». Первая статья применяется, если имеет место «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно и уничтожением или повреждением чужого имущества», и наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Вторая статья вступает в действие, если «есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Подобные деяния наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Тем не менее петербургские чиновники утверждают, что к поддерживаемому им фестивалю все это не относится. В частности, как заявила газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Комитета по культуре Санкт-Петербурга Ирина Начарова: «Ни о каком нарушении эстетики города, а уж тем более нарушении закона здесь и речи быть не может. Это согласованная акция. Художники расписывали стену в специально отведенном для этого месте, которое предоставила администрация района. Если бы кто-то без разрешения разрисовал фасад дома на Невском, это, без сомнения, был бы акт вандализм, здесь же речь идет совершенно о другом – о том, чтобы украсить город».

..............