Хватит сжигать чучела

@ <a href="http://www.foma.ru/">foma.ru</a>

25 февраля 2015, 15:40 Мнение

Хватит сжигать чучела

В Калининграде в ходе масленичных забав граждане сожгли чучело, изображающее Барака Обаму. Тем временем в украинском городе Сумы сожгли чучело (как проницательные читатели без труда догадаются) Владимира Путина.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Как сообщают новостные ленты, в Калининграде в ходе масленичных забав граждане сожгли чучело, изображающее президента США Барака Обаму. Тем временем в украинском городе Сумы сожгли чучело (как проницательные читатели без труда догадаются) Владимира Путина.

Есть ряд причин, по которым сжигать чучело Обамы – не очень хорошая идея.

Внешняя политика – дело очень сложное и запутанное, требующее высокого профессионализма и учета множества факторов, и смелые партизанские вылазки народных героев – «А вот мы чучело Обамы спалим!» – могут только помешать профессиональным дипломатам делать их работу. Как говорят на Украине, «не делайте картинку путинскому ТВ». Вот ТВ другой стороны картинок тоже лучше не делать.

Есть и еще одна причина. Фигура, торжественно сжигаемая на Масленицу, есть фигура мифологическая; и в сожжении чучела Владимира Путина в Сумах это отчетливо видно – он уже давно воспринимается не как политик, хотя бы и враждебный, а как отрицательный персонаж героического эпоса, которого должны одолеть другие, положительные персонажи.

Эпос – это древний и почтенный жанр; он должен мотивировать людей терпеть лишения и не уклоняться от призыва, смело в бой идти и переживать то героическое опьянение, которое снимает все неприятные вопросы – «гнев воспой, о богиня, киборга, Порошенкова сына».

Наверное, в эпохи, когда исход конфликтов решали личная храбрость и мышечная сила, эпос был эффективным инструментом. Он обращается к адреналину, к мышцам, а вот рефлексию, хладный рассудок, способность оценивать и рассчитывать он должен отключать.

Сожгли чучело Обамы, и зачем? (фото: кадр из видео)

Сожгли чучело Обамы, и зачем? (фото: кадр из видео)

Эпос рисует картину происходящего крупными и яркими мазками – он близок к мифу, он выстраивает свою картину реальности, насыщенную надрывным пафосом. Вот вам космическая битва добра и зла, вот вам священный долг (непременно священный!), вот вам ряды героев, в которые надлежит вступить, вот вам чудовища, которых надлежит истребить, вот вам упоение битвой жизни, вот вам восторг национального единения (только не спрашивайте, кто тут решает за нацию, это будет уже совершенно другой жанр).

Люди начинают пятистопными ямбами петь свои героические эпосы и при этом требовать, чтобы собеседники с ними соглашались, как будто это описание реальности.

Но эпос не есть описание реальности – и не может быть таковым. Это в принципе не реалистический жанр. Эпос – он не для тех, кто принимает решения, это инструмент манипуляции, при помощи которого те, кто решения принимают, управляют теми, кто ничего не решает.

Нельзя принимать эффективные решения, направленные на достижение реалистичных целей, в рамках эпоса. Чтобы принимать такие решения, нужно из эпоса вылезти и осмотреть пустыню реальности, где между различными группами людей имеет место не космическая битва добра и зла, а столкновение интересов, подкрепленных большими или меньшими политическими и экономическими возможностями.

Нужно задаться вопросами «чего именно мы хотим добиться», «как мы хотим этого добиться», «какими возможностями мы для этого располагаем», «каковы реалистичные сценарии развития событий».

Профессиональные политики из этих вопросов и исходят – за что и имеют репутацию холодных циников. Если бы это было не так, мир бы не вылезал из эпических битв.

Особенная опасность возникает тогда, когда люди, принимающие решения, начинают верить собственной пропаганде, исходить из своего эпоса так, как если бы он описывал реальность. Но возможна и другая беда: лидеры превращаются в заложников эпоса, когда они вынуждены оглядываться на массы, охваченные воодушевлением, и принимать все более плохие решения, чтобы вписаться в эпос.

Вопрос «а если эпос неверен, но зачем все это было, для чего мы терпели все эти лишения, зачем были все эти жертвы?» пугающе маячит перед лидерами и подталкивает их к решениям в рамках все того же эпического восприятия мира, что неизбежно ведет к еще большим жертвам и лишениям, и так до эпического провала.

На Украине действие этой нисходящей спирали видно чрезвычайно ярко. И нам в России не стоит перенимать эту манеру мифологизации мира и сожжения чучел. Обама – просто один из мировых лидеров, с его дипломатами наши дипломаты ведут переговоры о государственных интересах. Сожжения чучел и прочие эпические прыжки этому только мешают.

ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

215 голосов
33 голоса

..............