На Крите попытались создать «всеправославный ЕС»

@ из личного архива

27 июня 2016, 19:02 Мнение

На Крите попытались создать «всеправославный ЕС»

Православным церквям на Крите был предложен новый орган мирового ими управления – некий постоянный комиссариат «православного ЕС»! По итогам «собора» стало понятно и то, кому отводится роль «верховного комиссара».

Роман Плюта Роман Плюта

председатель организации «Православный Союз»

25 июня на Крите завершился так и не ставший Всеправославным собор, собравший 10 из 14 мировых православных церквей. Попробуем подвести первые итоги.

По итогам «собора» стало понятно и то, кому отводится роль «верховного комиссара» в «православном ЕС

Несмотря на то, что на собор отказались приехать крупнейшие Болгарская, Антиохийская, Грузинская и Русская православные церкви, организаторы мероприятия упорно именовали происходившее не иначе как «Святой и Великий Собор православной церкви».

Более того: в Константинопольском патриархате считают, что решения собора на Крите должны стать обязательными для всех православных церквей, в том числе не приехавших – об этом заявляли советник Константинопольского патриарха Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис и архиепископ Телмисский Иов.

Кроме этого, архиепископ Иов в качестве официального представителя Константинопольского патриархата заявил журналистам по итогам первого дня работы о том, что «предстоятели православных церквей, собравшиеся здесь, выражают надежду, что Святой и Великий Собор станет новым органом православной церкви, который будет созываться на регулярной основе».

То есть православным церквям на Крите был предложен некий постоянный комиссариат «православного ЕС»! Подобного внешнего управления история православной церкви никогда не знала.

Отфильтрованные фотографии и тексты говорят, что как будто встречается какой-то клуб (фото: Sean Hawkey/AP/ТАСС)

Отфильтрованные фотографии и тексты говорят, что как будто встречается какой-то клуб (фото: Sean Hawkey/AP/ТАСС)

Согласно канонам, высшим органом управления православной церкви является собор епископов. Поместные соборы созываются церквями по мере необходимости, Вселенских же было всего семь. И никогда и никому из святых отцов не приходила в голову мысль наладить некий подобный верховный орган управления, решения которого будут обязательными для всех православных христиан…

По итогам «собора» стало понятно и то, кому отводится роль «верховного комиссара» в «православном ЕС» – там открыто председательствовал Константинопольский патриарх Варфоломей. Архиепископ Кипрский Хризостом без обиняков заявил на открытии: «В мозаике приготовления и созыва Святого и Великого Собора каждая церковь, каждый предстоятель и каждый епископ занимают каждый свое место. Но в центре этой мозаики господствует огромная личность Святейшего патриарха Варфоломея». Еще раз обращу внимание: «господствует»…

Сам же патриарх Варфоломей в первых минутах своего пленарного доклада, открывая «собор», выразил «горячую благодарность» Папе Римскому: «Его Святейшество Папа Римский вчера во время своей обычной ежевоскресной полуденной молитвы помолился об успехе наших трудов на соборе… И мы выражаем горячую благодарность ему за это». 

А затем подчеркнул особую заинтересованность в происходящем представителей международных организаций, таких как Всемирный совет церквей, представители которого также присутствовали на Крите: «С сегодняшнего дня взоры не только православных, но и многих других христиан и нехристиан и международных организаций находятся здесь, на Крите, и будут следить за нашими трудами. Я бы сказал, с особым интересом».

И сразу строго отозвался в адрес церквей, отказавшихся от участия в соборе, сравнив их с еретиками. При этом весьма самонадеянно проведя параллели со вселенскими соборами первых веков христианства: «Те, кто не приняли решения соборов, самоизолировались и превратились в еретиков». Впрочем, патриарх Варфоломей выразил надежду, что отсутствующие церкви согласятся с решениями, которые будут приняты на соборе, и впоследствии также подпишут их.

#{smallinfographicright=321836}Упомянутый выше архиепископ Кипрский Хризостом в деле осуждения епископов и богословов, критиковавших «собор» и его документы, пошел еще дальше, назвав их «фундаменталистами» и «фанатиками». И честно признался: «Мы не имеем иллюзий: для этих группировок мы все находимся в ереси и в апостасии, то есть являемся отступниками».

Таким образом, в первый же день критского «собора» прозвучали ключевые заявления его организаторов: в его проведении очень заинтересованы «представители других религий и Всемирный совет церквей», а врагами и противниками являются те православные иерархи и богословы, которые смеют требовать, чтобы принимаемые документы соответствовали святоотеческому учению православия…

В первый день разразился и первый скандал с журналистами (остальные будут на закрытии – например, российской журналистке не дали возможности задать второй вопрос, сославшись на правила проведения брифинга, при этом рассказав о демократии): представители авторитетного греческого агентства церковных новостей Romfea, кстати, наиболее последовательного сторонника проведения всеправославного собора, постоянно освещавшего его подготовку, покинули Крит «из-за невозможности полноценного освещения работы собора».

Как рассказал в специальном заявлении руководитель агентства Эмилиос Полигенис, у журналистов не было никакого доступа к месту проведения собора. Даже официально аккредитованные фотографы и журналисты со своими бейджами могли только бродить по окрестностям.

«Информация дается лишь по капле и лишь по официальным каналам оргкомитета, отфильтрованные фотографии и тексты говорят, что как будто встречается какой-то клуб, и нет права у православных быть в курсе того, что происходит», – сокрушался Эмилиос Полигенис. По его словам, проходящий собор был похож на встречу «сильных мира сего» за закрытыми дверями, а не пастырей. Корреспонденты уезжают, потому что не видят смысла оставаться на Крите, подытожил он.

О «соборности», царившей еще в процессе подготовки всеправославного собора, рассказал в интервью РИА «Новости» и пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, являвшийся непосредственным участником предсоборных совещаний и в Шамбези и на Крите:

«Мы получили на руки уже готовые решения по всем направлениям, в том числе по организационно-протокольному и информационному. Каких-либо предварительных согласований, обсуждений с представителями поместных церквей не было. Нам просто сообщили, что будет так».

#{image=984846}И затем, какая бы поместная церковь ни предлагала свои поправки в общесоборные документы и ключевые решения будущего собора, оргкомитетом они отклонялись, свидетельствует отец Александр.

Кроме этого, озвученный на подготовительной встрече на Крите предварительный бюджет собора у представителей церквей вызвал большое недоумение: «Цифры не были ничем обоснованы, а говоря простым русским языком  взяты с потолка, по крайней мере сложилось именно такое ощущение. Вместо того, чтобы, как предлагалось еще в Шамбези, сформировать отдельную бюджетную комиссию для обсуждения финансовой стороны дела, было просто объявлено, что примерный бюджет собора составляет столько-то миллионов», – рассказывает отец Александр.

О размере финансовых затрат сообщил журналистам член организационного комитета собора, священник Американской архиепископии отец Александрос Карлуцос. По его словам, организация совещания обошлась в 2,5 миллиона евро, из которых полтора миллиона выделили «благотворители из США», а один миллион евро – «благотворители из Греции».

В греческой православной архиепископии Константинопольского патриархата в Америке отец Александрос отвечает за связи с общественностью, а также является исполнительным советником фонда Faith: An Endowment for Orthodoxy and Hellenism. Это частный фонд, целью которого является финансирование греческой православной архиепископии Америки. Данный фонд является одним из основных спонсоров и самого Константинопольского патриархата.

Ведь фактически Константинопольский патриархат сейчас находится на полном внешнем содержании – поступления от небольших приходов в Турции или Греции мизерные по сравнению с деньгами, идущими из США и от богатых греческих бизнесменов, также вписанных в мировую финансовую систему.

Отвечая за связи Американской архиепископии со всеми ветвями власти в США, отец Александрос Карлуцос хорошо знаком с американскими элитами. Он поддерживает отношения и с греческими политическими кругами и влиятельными кланами, и с американскими миллиардерами греческого происхождения.

Журнал Kourdisto Portokali сообщал, что именно отец Александрос в свое время помог нынешнему премьер-министру Греции Алексису Ципрасу завязать контакты с США, после чего тот резко сменил свою антиамериканскую риторику.

А греческий общественно-политический журнал «Эпикера» среди политических деятелей, имеющих отношения с отцом Александросом, называет семью Митсотакисов (Константин Митсотакис – премьер-министр Греции в 1990–1993 годы) – согласно их данным, именно Карлутсос обеспечивал их связь с кланом Бушей, среди которых он особенно дружен с Бушем-старшим. Журналист Жюстин Франгали, автор биографии отца Спиридона, бывшего Константинопольского архиепископа Америки в 90-е годы, называл отца Александроса казначеем Константинопольского патриарха.

Говорят, что отец Александрос также состоит в хороших отношениях и с бывшим главой ЦРУ Джорджем Тенетом, у которого есть греческие корни. По крайней мере, в 2003 году Джордж Тенет получил награду «за выдающиеся достижения» от фонда Leadership 100 Endowment, где исполнительным директором был как раз отец Александрос.

Таким образом, являясь по сану обычным протопресвитером, отец Александрос Карлуцос является одним из наиболее влиятельных лиц в Константинопольской патриархии. Неудивительно, что именно он стал лицом Константинопольского патриархата, разрешившим интригу с обращением Верховной рады Украины к патриарху Варфоломею с просьбой о признании автокефалии Украинской церкви.

«Я считаю, что это был дерзкий шаг, даже слишком дерзкий с их стороны – их политики не должны иметь никакого отношения к вопросу признания автокефалии церкви», заявил он. И добавил, что «Вселенский патриарх признает только патриарха Кирилла духовным главой всей Руси, что означает, конечно, и Украины».

Подобный ответ стоит считать дипломатической победой тактики неучастия Русской православной церкви.

Перед Константинопольским патриархатом теперь стоят куда более приземленные задачи – необходимо хоть как-то легитимизировать происходившее на Крите. Ведь отсутствие ряда основных православных церквей ставит под сомнение и все решения Критского «собора», который собором так не стал. Так, в Русской церкви еще до его открытия прямо заявили: решения собора, который был созван вопреки воле ряда церквей, быть обязательными для всех церквей никак не могут.

Попытки придать соборность «не-собору» на Крите принимались не раз. Так, архиепископ Кипрский Хризостом говорил, что «отсутствие некоторых поместных церквей не уменьшает значение Святого и Великого Собора. Как темы, так и тексты документов собора уже обсуждались и единогласно были одобрены официальными представителями всех поместных православных церквей и их предстоятелями».

А представлявший Константинопольский патриархат перед журналистами архиепископ Иов заявлял, что Критский форум является «Святым и Великим Собором» на основании «единогласного» решения, принятого на встрече глав православных церквей в Шамбези. А значит, никакая поместная церковь «не имеет права менять всеправославное решение».

Впрочем, Антиохийская церковь эту «соборную» ложь тут же уличила – на совещании в Шамбези антиохийцы так и не согласились на созыв собора, и Антиохийская церковь не подписывала никаких документов. Были даже опубликованы соответствующие сканы. 

А это в корне меняет дело. Ведь, согласно пункту номер один Регламента Всеправославного собора, он «созывается Его Святейшеством Вселенским патриархом с согласия Блаженнейших предстоятелей всех общепризнанных поместных автокефальных православных церквей».

Отсутствие согласия Антиохийской церкви не только означает, что патриарх Варфоломей не имел права созывать собор, но и тем самым делает ничтожными все его решения. Получается, попытка создать «всеправославный ЕС» под контролем «верховного комиссара», существующего на западные деньги, де-юре пока не удалась. Но, конечно же, будет продолжена.

И тут самое время перехватить инициативу Русской православной церкви – провести достойный, полный любви и согласия Всеправославный Собор можно было бы на российской земле. И место вполне подходящее имеется: находящийся в Подмосковье на реке Истре и недавно вновь отреставрированный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, основанный в 1656 году патриархом Никоном. По замыслу Никона, начавшего столь грандиозное строительство, именно Ново-Иерусалимский монастырь в будущем должен был стать центром православного мира.

И вполне возможно, что это пророчество исполнится в самое ближайшее время. Не случайно в своем приветственном послании Критскому собранию нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что встреча на Крите может внести свой вклад в подготовку к будущему собору, который объединит все без исключения поместные православные церкви, «о чем молились и чего ожидали наши блаженнопочившие предшественники»

..............