Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
18 декабря 2014, 13:16 • Авторские колонки

Василий Колташов: Положение Центробанка незавидно

Василий Колташов: Положение Центробанка незавидно

Центробанк старается сдержать падение рубля. Однако ему еще ни разу с весны не удалось добиться продолжительной стабилизации курса. Видно, что ЦБ хотел бы сделать россиянам подарок к Новому году.

Центральный банк изо всех сил старается сдержать падение рубля. Однако ему еще ни разу с весны не удалось добиться продолжительной стабилизации курса. Видно, что ЦБ хотел бы сделать россиянам подарок к Новому году – остановить ослабление российской валюты.

Остановить падение рубля Центробанку не по силам

Однако пока удается лишь дорогой ценой сдерживать падение, что вряд ли можно назвать достаточным результатом. Между тем множатся прогнозы о том, что рубль «отскочит обратно» в 2015 году. Даже называются цифры.

С 2008–2009 годов валютный рынок не привлекал еще столь большого внимания со стороны россиян. Они нервничают, и это естественно. Но они также пытаются разобраться в причинах происходящего. Сделать это особенно трудно из-за замусоривания эфира лукавыми оценками. Множество аналитиков концентрирует внимание на внешних причинах девальвации рубля и бед в экономике.

Кажется, что мы повторяем ход «первой волны», когда доллар вырос с 23,7 рубля (лето 2008 года) до 36,2 рубля (февраль 2009 года). После этих событий повышение цен на нефть помогло российской экономике выйти из режима турбулентности.

Сейчас ситуация иная. Внутреннее основание кризиса в России велико, достаточно взглянуть на падение спроса на рынке недвижимости, а внешняя конъюнктура имеет мало шансов на улучшение.

Стабилизация рубля возможна. ЦБ сможет ее добиться, если не израсходует резервы на интервенции ныне (фото: Reuters)

Стабилизация рубля возможна. ЦБ сможет ее добиться, если не израсходует резервы на интервенции ныне (фото: Reuters)

США больше не подпитывают спекуляции на рынке углеводородов. Хозяйственные проблемы в странах периферии нарастают. Это, скорее всего, помешает ценам на нефть вырасти, даже если «количественное смягчение» в ЕС даст финансовому сектору изобилие средств для новых спекуляций.

Положение России и рубля явно сложнее, чем в 2008–2009 годах. Тогда кризис большей частью явился извне. Сейчас он имеет широкую опору в российской экономике. Тогда ЦБ девальвировал рубль. Теперь рубль девальвируется сам, а ЦБ упирается и мешает ему падать вопреки всем своим рассуждениям о «свободном плавании». Конечно, Центральный банк упустил время, и удешевление кредита из кризиса нас не выведет, повышение же ставки рефинансирования вообще осложнит дело.

В ЦБ рассуждают о походе рублевой массы на рынок валюты во вполне неолиберальном духе. Кажется, что нужно сократить денежную массу, и падение остановится. Опыт Украины в 2014 году показал, что даже если принудить экспортеров продавать две трети валютной выручки, ослабление национальной валюты не прекратится.

А ведь эта практика применялась при более высоких мировых ценах на сырье! Сокращение же денежной массы (наличных и безналичных средств) не остановит выдавливание рублей из экономики на валютный рынок. Напротив, дорогой кредит и откачка ЦБ российской валюты из экономики лишь еще более снизит скорость денежного обращения, что может усилить спрос на доллары.

Бастрыкин предложил в уголовном порядке наказывать за спекуляции на валютном рынке. Греф, в свою очередь, считает спекуляцию валютой нормальным поведением торговцев. Какая позиция вам ближе?


Результаты
176 комментариев

Положение ЦБ незавидно. Кое-кто предлагает даже подарить спекулянтам новую игрушку – государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Может быть, легкий доход за счет казны отвлечет часть игроков? Но как быть с теми, кто не спекулирует, а сбрасывает рубли, уходя в ожидание? Бизнес всегда так поступает в кризис, тем более в столь серьезный.

Вывод здесь только один: было бы ошибкой ожидать стабилизации рубля без генерации роста экономики с помощью немонетарных мер. И совсем мало поможет реклама отечественной валюты.

В начале 2014 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина рекомендовала рубли, в которых вроде бы хранит сбережения. В конце года зазвучали сходные рекомендации и успокоения. Стоит обращать на них внимание? Нет, если одновременно не раскрываются причины возможной стабилизации или укрепления рубля.

Между тем мы имеем под боком у России не математическую, но динамичную 3D-модель развития кризиса. Украина вывозит сталь, химическую продукцию и зерно. Россия поставляет на мировой рынок нефть, газ, металлы, химическую продукцию и зерно.

«Вторая волна» проявилась на Украине в вялой форме в 2012–2013 годах, а в 2014 году процессы ускорились, и курс гривны сильно упал. Кризис у нас развивался по сходной схеме, но с отставанием в год.

Ныне временной разрыв сокращается из-за падения цен на углеводороды. Если перенести на рубль ослабление гривны с 2008 года, то мы должны будем попасть в точку 76 рублей за доллар, текущее рублевое «место» валюты Украины, если только стихии спада быстро не будет противопоставлена сумма мер, повышающих спрос и внутреннее производство. Особенно важно для индустрии дать людям возможность покупать жилье. Без этого шага ни перестройка, ни перезапуск экономики не случатся.

Нельзя сказать, что наперед известны (на весь 2015 год) антикризисные меры государства. Озвучиваются одни планы, могут в январе-феврале появиться другие. Четко обозначены вызовы, но не все ответы. Это работает не в пользу рубля.

Однако его стабилизация возможна. ЦБ сможет ее добиться, если не израсходует резервы на интервенции ныне. Но ослабление национальной валюты должно будет еще продолжиться. Сейчас валютные резервы расходуются малопродуктивно: рубль падает все равно, а спекулянты умело пользуются интервенциями ЦБ.

Как работают спекулянты? Например, они уходят в рубли на очередном пике накануне вмешательства ЦБ и возвращаются в доллары или евро обратно, когда рубль укрепляется на день или несколько часов. Качели с гарантией роста курса иностранной валюты можно использовать, даже не обладая инсайдерской информацией.

А уж с ней спекуляции вообще идут как по маслу. Наказать же спекулянтов по правилам рынка и не меняя закон, можно только лишив их удовольствия выгодно качаться. ЦБ может это сделать. А вот остановить падение рубля ему не по силам.

И дело не в качестве специалистов ЦБ, а в том, что болезнь зашла уже слишком далеко. На ранней стадии «второй кризис» можно было лечить с помощью удешевления кредита. Сейчас нужны другие меры. И первое, что нужно знать и что непосредственно касается всех нас и, конечно, рубля, – это то, что без сильной экономики, без сильного внутреннего рынка российская валюта не может быть устойчивой и сильной. Сейчас этого явно нет. Но разве такое состояние недостижимо?

..............