Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
21 июня 2005, 21:53 • Политика

Нечего на «Зеркало» пенять…

Нечего на «Зеркало» пенять…
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Татьяна Кособокова

Дискуссия о том, какими должны быть в России партии, набирает обороты. 20 июня замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков в интервью журналу «Spiegel» признал существующие партии слабыми и неспособными к бесконфликтному обретению власти. В Госдуме высказывание Суркова восприняли неоднозначно. Некоторые фракции в самом факте появления интервью углядели нежелание Кремля «всерьез обсуждать возможность любого рода цветных революций».

Во вторник депутаты собрались за круглым столом, чтобы обсудить роль партий в жизни страны. О необходимость укрепления роли партий в формировании государственной власти в своем послании говорил Владимир Путин. Правда, фантазия парламентариев не ограничилась предложенными рамками.

«Книжная полка партбилетов»

Первый вице-спикер Госдумы от «Единой России» Любовь Слиска (фото ИТАР-ТАСС)
Первый вице-спикер Госдумы от «Единой России» Любовь Слиска (фото ИТАР-ТАСС)

Против повышения роли партий и фактической партийности будущих губернаторов никто не выступал. Депутаты в один голос поддержали идею повышения значимости своих объединений на региональных выборах и даже предложили перевести эту практику на уровень федеральный.

«За последние годы у нас появилось множество губернаторов, у которых целая книжная полка партбилетов», - посетовала первый вице-спикер Госдумы от «Единой России» Любовь Слиска. Припомнив своего земляка бывшего саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, «побывавшего, кажется, во всех правящих партиях», г-жа Слиска резюмировала: «Это недопустимо!».

«Можно и нужно укреплять роль партий!», - подтвердил мнение г-жи Слиски лидер фракции «Родина» Дмитрий Рогозин. Он предложил пойти дальше и «распространить эту норму и на федеральный уровень». Как отметил депутат, по итогам выборов 2007 года «Госдума должна получить право представлять президенту кандидатуру председателя правительства». На этом лидер «Родины» решил не останавливаться и рекомендовал коллегам внести в закон норму об обязательной партийности и президента.

«Мы обязательно должны перейти к более коллегиальному способу управления страной», - с удовольствием согласился с коллегами о расширении полномочий Думы еще один «единоросс», лидер Народной партии России Геннадий Гудков.

Лидера – в губернаторы

Секретарь политсовета СПС Борис Надеждин (фото ИТАР-ТАСС)
Секретарь политсовета СПС Борис Надеждин (фото ИТАР-ТАСС)

Консенсус распался, когда парламентарии перешли к вопросу механизма «отбора большинства». Некоторые парламентарии предложили отдать право выдвигать кандидатуру губернатора партии, победившей в процентном соотношении. Другие настаивали на том, что диктовать президенту кандидатуру губернатора должна сформировавшаяся после выборов самая крупная парламентская фракция. Причина спора – в смешанной избирательной системе. На региональных избирательных кампаниях сохранились выборы по мажоритарным округам, что означает сохранение внефракционных (независимых) депутатов. Соответственно, прошедшие в местный парламент партии, могут после выборов сформировать фракцию большую, или напротив меньшую относительно полученных голосов.

Интересно, что к участию в дискуссию депутаты впервые пригласили внепарламентские партии и политологов, которые и предложили самый любопытный выход из коллизии. Секретарь политсовета СПС Борис Надеждин, саркастически сообщив, что «плачет над каждым посланием президента, до того в них все демократично», предложил: «Лидер побеждающей на парламентских выборах партии и должен становиться губернатором». С неожиданной идеей согласились практически все присутствовавшие. Любовь Слиска горячо призналась журналистам, что всерьез задумалась над предложением Бориса Надеждина, а председательствующий на круглом столе «единоросс» Сергей Попов пообещал тщательнее изучить идею при подготовке поправок.

А власть-то некому передать

Пока депутаты делили еще не отданную им власть, эксперты задумались о реальной весомости представляемых ими партий. «При нынешнем составе парламента трудно представить себе, кому власть могла бы быть передана бесконфликтно. Партии нужны такого масштаба, чтобы возможный переход власти к ним не вел бы к необратимой смене курса», - заявил накануне в интервью немецкому журналу «Spiegel» замглавы администрации президента Владислав Сурков, фактически объявив, что достойных партий в России пока нет.

Появятся ли когда-нибудь в России партии, которые будут соответствовать мировым стандартам, или так и будут активизироваться только в период выборов, пока остается вопросом риторическим.

Комментарии экспертов

Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Партии не соответствуют масштабу задач, которые перед ними ставит страна. Критика Владислава Суркова коснулась и «Единой России» – правящая партия не консолидирована, люди приходят в нее по карьерным соображениям, а работает она по бюрократическим механизмам. Оппозиция же идеологию имеет, однако играет на грани внесистемности. Вот почему сейчас мы стоим перед проблемой формирования цивилизованной оппозиции – как левой, так и правой. Жириновского ведь трудно считать «цивилизованной оппозицией». В 1996 году у КПРФ были очень серьезные шансы прийти к власти. Тогда Кремль спросил у Геннадия Зюганова (лидер КПРФ – прим. ред.), что именно он хочет изменить в стране, а что готов оставить. Зюганов ответить не смог, что означало намерение противодействовать всему существующему – та самая внесистемность. Поэтому тогда в 96-м власть сделала все, чтобы коммунисты ни при каких условиях не были допущены к власти.

Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства России
Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства России
Появление этого интервью свидетельствует о том, что в Кремле всерьез обсуждают силовой ответ на любые попытки оппозиции провести цветные революции. Причем, английская и русская версии интервью Суркова отличаются – в русской более мягкая в отношении «Родины», в английской же – в отношении оппозиции администрация президента позволила себе более яркие высказывания. Вообще Сурков серьезно оговорился о том, что кремлевская администрация исключает возможность демократического прихода к власти КПРФ и «Родины», в английской версии, кстати, названной националистической. Причем, КПРФ является более мягкой оппозицией, а укрепление «Родины», похоже, рождает в кремлевских головах разного рода фобии. Именно партии «Родина» Кремль опасается всерьез. А это значит, что сценарий предстоящих выборов будет сведен к полемике между партией власти и «Родиной», и Кремль это понимает.
..............