Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
23 июня 2005, 12:01 • Политика

Дзасохова приняли в сенаторы

Дзасохова приняли в сенаторы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Романчева

В среду экс-президент Северной Осетии Дзасохов официально занял место представителя исполнительной власти республики в Совете Федерации. Хотя для принятия решения достаточно было 90 голосов, Дзасохова поддержали 145 сенаторов. Один человек (не удивительно, если по ошибке) высказался «против», еще один – воздержался.

Здание на Большой Дмитровке Дзасохову хорошо знакомо: с 1998 по 2002 год, когда в верхней палате заседали губернаторы, у него здесь был кабинет. С золотых для парламентариев времен «позднее-ельцинских» свобод изменился не только порядок формирования сената, но и его роль в политической жизни страны.

Подвох Сената

Совет Федерации первого созыва начал работу в январе 1994 года. Тогда в здание на Большой Дмитровке съехались депутаты, которых избрали всенародным голосованием. По два от каждого региона. Собственно, эта квота – 2 представителя на один субъект федерации – единственная норма, дожившая до наших дней.

В начале 1996 года сенат стал вотчиной губернаторов и руководителей местных парламентов. Региональное начальство регулярно наведывалось в Москву, чтобы провести ревизию принятых Госдумой документов. Именно в этот период Совет Федерации стал полноценной «палатой регионов», а местные лидеры получили реальную возможность влиять на законодательный процесс.

Но счастье длилось недолго. 8 августа 2000 года в силу вступила норма, которая повелела губернаторам и спикерам законодательных собраний вернуться к домашним очагам, а в столицы прислать своих представителей. По одному от исполнительной и законодательной ветвей власти. Причиной изгнания местных начальников из сената назвали необходимость постоянного присутствия членов верхней палаты в стенах здания на Большой Дмитровке.

Чтобы региональные лидеры не чувствовали себя униженными и оскорбленными, буквально через месяц для них создали Государственный совет. Председателем Госсовета стал президент и некоторые губернаторы, по неопытности решили, что теперь им станет проще влиять на федеральную политику, а, быть может, и определять ее.

Но подвох обнаружился уже в Положении о Госсовете, где последний назван «совещательным органом». А в его функции, согласно тому же документу, входит лишь обсуждение вопросов государственной важности. Посему, не мудрено, что в итоге заседания Госсовета превратились в тусовку «для своих», которая ничего не решает, но пребывать на которой почетно.

В верхней палате, тем временем, вовсю шла «ротация кадров». И в январе 2002 года начал работать Совет Федерации третьего созыва, сформированный по новым правилам,.

Палата лоббистов

Предполагалось, что новые сенаторы продолжат славное дело губернаторов и будут защищать интересы субъектов, которые они представляют. Но жизнь все расставила по своим местам, и очень скоро верхнюю палату наводнили люди, лоббирующие интересы тех или иных финансовых группировок.

Зачастую парламентарии понятия не имеют, чем живет регион, от имени которого они заседают в СФ. Например, представитель Воронежской области Константин Еременко прямо перед своим назначением не постеснялся в одном из интервью признаться, что черпал информацию о Воронежской области в Интернете.

Понятно, что бизнесменам (коих в Совете Федерации немало) и людям, которые содействуют им в защите их интересов, не с руки ссориться с властью. Поэтому законы, принятые Госдумой, обычно на ура проходят горнило верхней палаты. Нет, безусловно, иногда сенаторы долго обсуждают и в итоге «заворачивают» те или иные документы, но, как правило, это касается мелких законопроектов, которые ни на что существенно не влияют.

Есть, правда, принципиальные сенаторы. Например, представительница республики Тыва Людмила Нарусова достаточно жестко критикует многие законопроекты. Но подобные выступления лишь обеспечивают необходимую демократичность процедуре голосования, результат которого обычно заранее известен.

Сенатский начальник

Сергей Миронов
Сергей Миронов
В последнее время верхняя палата становится все больше похожа на любую бюрократическую структуру. Все потому, что спикер Совфеда Сергей Миронов из «первого среди равных» стремительно превращается в полноправного начальника.

Началось все с того, что главный сенатор пролоббировал поправки в регламент Совета Федерации. Если раньше региональные лидеры могли в любой момент отозвать из верхней палаты своих представителей и назначить на их место других, то теперь они могут это сделать только по представлению председателя СФ.

Затем Миронов возмутился тем, что в сенате субъекты представляют люди, которые свои регионы в глаза не видели, и потребовал присылать в верхнюю палату местных жителей. А чтобы его слова приняли в серьез, продемонстрировал, что может быть, если новый сенатор ему не понравится. Питерец Григорий Томчин, который должен был стать новым представителем Читинской области в СФ, так и не дождался назначения. После того, как кандидатуру Томчина одобрила читинская дума, его документы поступили в верхнюю палату. Вернее, в кабинет Сергея Миронова, где они благополучно лежали до тех пор, пока читинцы ни выбрали себе другого сенатора.

Окончательно уверить наблюдателей, что Совету Федерации пора возвращать славу влиятельного органа и «палаты регионов», должно решение приглашать губернаторов на обсуждение ежегодного главного документа страны – закона о бюджете.

Характерно, что после того, как все пожелания спикера чудесным образом реализовались, он перестал заговаривать о том, что надо вернуться к практике 1994 года и снова избирать членов Совета Федерации всенародным тайным голосованием.

Зато свое видение модернизации сената предложили депутаты. В Госдуме чрезвычайно популярна идея о создании однопалатного парламента.

«Мое глубочайшее убеждение – время менять Конституцию не настало», - заочно отвечает на подобные предложения Миронов. Похоже, в него искренне верят отставные чиновники и конфликтные бизнесмены, нашедшие приют в здании на Большой Дмитровке. В конце концов, отправлять в СовФед все же гораздо проще, чем согласно традиционной практике постоянно подыскивать для опальных руководителей дипломатические должности за морем, рискуя навлечь на себя постоянное неудовольствие кадровых дипломатов. Ну а кадровых сенаторов у нас, слава богу, пока еще нет.

..............