Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
6 августа 2012, 20:30 • Политика

Вторая холодная война

Россия создаст в Арктике цепь военных баз

Вторая холодная война
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Гриценко

Россия создаст в Арктике базы для боевых кораблей, предупредил секретарь Совбеза Николай Патрушев. Предполагается, что военные объекты появятся на российском Крайнем Севере вдоль Северного морского пути. Эксперты нашли это решение крайне своевременным и перечислили порты, где именно могут появиться опорные пункты ВМФ.

Россия создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей и пограничных служб. Об этом в понедельник сообщил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, выступая на совещании в Красноярске.

Поэтому такая база должна появиться где-то на середине Северного морского пути

«Сформирован перечень ключевых объектов двойного назначения в удаленных районах арктических морей по трассе Северного морского пути, которые необходимо развивать в интересах обеспечения временного базирования боевых кораблей Военно-морского флота и Пограничной службы ФСБ России», – цитирует его РИА «Новости».

Патрушев добавил, что завершается проработка вопросов, предусматривающих защиту национальных интересов России в Арктике. «Решены многие вопросы с возвращением авиации в Арктику, однако по ряду мер работа затягивается», – рассказал он.

Россия стала не первой страной, анонсировавшей создание в Арктике военных баз. Так, в начале года о своем намерении построить арктическую базу на острове Корнуоллис объявила Канада. «Это стало бы важнейшим событием для Арктики и способствовало бы укреплению канадского суверенитета на севере», – комментировали эту идею канадские власти. Военное присутствие всех арктических стран в последние годы активно расширяется.

Еще в феврале прошлого года Минобороны пообещало сформировать особые «арктические бригады». Первую из них предполагается разместить на Кольском полуострове, в поселке Печенга.

Как писала газета ВЗГЛЯД, позднее в сентябре глава правительства Владимир Путин потребовал создать пограничную инфраструктуру в Арктике, чтобы «существенно укрепить нашу военную и пограничную безопасность» и защитить природные ресурсы. Было объявлено, что в ближайшие девять лет на обустройство границы направят 134 млрд рублей, эти деньги «должны сработать максимально эффективно».

В ноябре власти объявили, что к 2015 году на севере появятся 10 новых аварийно-спасательных центров: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре. Впрочем, тогда не сообщалось, что центры могут играть и военную роль. Глава МЧС Сергей Шойгу поручил тотчас направить вертолеты и технику в Мурманск и Дудинку, где первыми будут построены комплексы.

Другие приполярные страны также готовятся усилить свое военное присутствие в Ледовитом океане. Еще в 2009 году Дания объявила о создании особого арктического военного командования, а также сил быстрого реагирования, способных действовать в суровых северных условиях. В следующем году Норвегия перенесла ставку своего командования за полярный круг, а США и Канада начали проводить в Арктике регулярные военные учения.

Власти Канады еще в 2007 году пообещали открыть в Резолют-Бей новый армейский центр по подготовке войск к ведению боев в арктических условиях, а также построить глубоководный порт на северной оконечности острова Баффин-Айленд. Правда, из-за финансового кризиса планы эти реализованы пока не были. Глава МИД Канады Лоуренс Кэннон заявлял ранее газете ВЗГЛЯД, что военное присутствие его страны в Арктике пока расширяться не будет.

После заявления Патрушева наблюдатели сделали вывод, что все или многие из упомянутых 10 центров будут иметь «двойное назначение». Как напомнил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД вице-президент Академии геополитических проблем капитан I ранга запаса Константин Сивков, в Арктике выявлены большие запасы нефти и газа, на которые претендуют сразу несколько стран.

«Чтобы удержать за Россией этот регион, нужна адекватная военная сила, способная обеспечить отражение любых попыток раздела Арктики военным путем. Слаборазвитая коммуникационная сеть в наших северных широтах делает морской транспорт самым надежным. Поэтому создание системы базирования флота является основой устойчивости группировок вооруженных сил – как морских, так и наземных. А также основой обеспечения экономического развития этих регионов», – полагает Сивков.

Что касается мест размещения баз, то, пояснил эксперт, они «могут появиться в местах, где имеются достаточно крупные населенные пункты, например в Диксоне».

Можно предположить, что первоначально будут развернуты пункты маневренного базирования, которые смогут обеспечивать снабжение кораблей топливом и боеприпасами, возможно, проводить мелкий корабельный ремонт. В дальнейшем они могут наращиваться и быть доведены до уровня настоящей базы», – считает Сивков.

С ним согласен руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. Он считает, что оптимальным местом для подобных баз стали бы устья великих сибирских рек. «Северному флоту до Урала и Тихоокеанскому до Таймыра идти слишком долго. Поэтому такая база должна появиться где-то на середине Северного морского пути. Видимо, на Енисее, возможно, в Дудинке. Или на Лене», – считает он.

По словам эксперта, отсутствие портов в этом регионе и в других остается одной из главных проблем российского флота. «Российские суда ничуть не хуже американских или английских. Наши суда рассчитаны на 40–50 лет эксплуатации, но из-за отсутствия причалов их двигательные установки постоянно работают и изнашиваются уже за 10 лет», – посетовал он.

..............