Переходим в Интернет вещей

@ из личного архива

25 января 2016, 14:26 Мнение

Переходим в Интернет вещей

Отмирают профессии постепенно: все начинается с экспериментов по замене человека технологическим решением, потом процесс становится массовым. К таким экспериментам по замене человека технологией относится Интернет вещей.

Марина Липецкая

директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», кандидат географических наук

О том, что устройство рынка труда стремительно меняется – одни профессии отмирают, другие появляются – мы слышим уже не первый год. Многие знакомы с прогнозами о скором исчезновении таких профессий, как турагент, лектор, библиотекарь; затем – юрисконсульт, нотариус, провизор, аналитик, риелтор, логист, журналист (полный список можно найти в исследовании АСИ «Атлас новых профессий»).

Умный завод» сегодня такой же тренд, как и «умный город

Как и почему это происходит? Отмирают профессии постепенно: все начинается с экспериментов по замене человека технологическим решением, потом процесс становится массовым, а окончательную ненужность той или иной специализации определяет само общество.

К таким экспериментам по замене человека технологическим решением относится, в частности, Интернет вещей – концепция «связанных вещей», применимая в любой отрасли, где есть потребность соединить (беспроводным или проводным способом) большое количество объектов и управлять ими как целым через интернет.

Объекты насыщаются датчиками, снимающими с них информацию в режиме онлайн, создаются каналы связи и цифровая платформа, где происходит обработка поступающих данных и принимаются решения.

Интернет вещей – это возможность переложить основной труд на машину: робот помогает оптимизировать решения, а у человека появляются новые способы управлять временем, ресурсами и финансами. Промышленность – одна из сфер, куда Интернет вещей проникает наиболее быстро: «умный завод» сегодня такой же тренд, как и «умный город», о котором так много написано.

На первый взгляд, встраивание микросхемы – лишь техническая функция, однако это дает огромный экономический эффект, реорганизуя всю отрасль: в случае с применением Интернета вещей на производстве речь идет о промышленных роботах и системе их «взаимоотношений». Изменения происходят сразу на нескольких уровнях: меняется сам завод, принципы проектирования новых продуктов, весь процессинг и принципы потребления промышленных товаров.

Наше исследование по Интернету вещей, кстати, началось именно с промышленного интернета: мы отреагировали на появление достаточно нашумевшей в мире концепции «Индустрия 4.0», заявленной немцами как следующее поколение производственных систем. Согласно этой концепции, промышленные роботы через пять лет будут понимать происходящее вокруг и общаться друг с другом по интернет-протоколу.

Мы наблюдаем за созданием киберфизических систем, в которых есть и физическая составляющая – конкретное оборудование и предмет, и цифровая, показывающая: смотрим, как ведут себя объекты в некой продублированной реальности.

Этот принцип работы будет внедряться постепенно через модернизацию существующих производственных мощностей, а потому он пригоден не только для совершенно новых предприятий, но и для всех тех, которые можно модернизировать.

Возникает вопрос, что будет происходить при роботизации с персоналом? Очевидно, что структурная перестройка рынка труда в связи с ростом цифровых технологий ударит по линейным сервисным кадрам из процессинговых отраслей: их нужно будет значительно меньше, а все занятые в сервисах должны будут переучиться.

Техник должен будет уметь и технически эксплуатировать физический объект, и разбираться в информационной составляющей, то есть IT-компетенция ему необходима. Если персонал нижнего уровня будет доучиваться и переучиваться, то часть персонала верхнего уровня перейдет на другие позиции: сегодня больше востребованы системные программисты, аналитики, аналитики данных.

Если смотреть прогнозы по занятости (в Америке, например, делают пяти-, семилетние прогнозы по востребованным специалистам) видно, какие сферы будут расти по зарплате и по количеству занятых специалистов. Это все, что связано со сложной системной инженерией, цифровым управлением, анализом больших данных, специальной аналитикой. В то время как базовые традиционные сектора будут уменьшаться в объеме: соответственно, люди в них будут переквалифицироваться.

И это нормально: рынок труда меняется вслед за тем, как меняется индустрия. Лет 15 назад мы с вами наблюдали, как растут сервисы – по объему занятых и вовлеченных. Некоторое время назад мы видели, как востребованы стали программисты.

Сейчас есть потребность в системных программистах, аналитиках и специалистах по работе с большими данными: они нужны в тех областях, где мы видим существенную технологическую модернизацию и новые технологические процессы.

..............