Жильцам нужно понять, за что они платят

@ с личной страницы vk.com

31 июля 2015, 11:05 Мнение

Жильцам нужно понять, за что они платят

Уже несколько лет ведется работа над «Стратегией развития ЖКХ до 2020 года». Мы по-прежнему не готовим квалифицированных специалистов для отрасли, и возникает резонный вопрос: а кто будет модернизировать сферу ЖКХ?

Валерий Васильев

заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатор от Ивановской области

Настало время всерьез заняться проблемами ЖКХ, поскольку изношенность фондов жилищно-коммунальной сферы более 60%, а в некоторых регионах доходит и до 80%. Восстановление коммунальной инфраструктуры – сложное и затратное дело, требующее серьезных инвестиций – не менее четырех трлн рублей.

Нужны условия, при которых потребитель сможет контролировать качество поставляемых услуг

Но инвестировать средства в отрасль целесообразно только тогда, когда будет понятна стратегия развития коммунальной сферы и согласованы позиции всех заинтересованных сторон – ведомств и министерств, отвечающих за отрасль, поставщиков, управляющих компаний и индивидуальных собственников – потребителей услуг. Задача не из легких, так как в системе ЖКХ слишком много сложностей правового регулирования.

Уже несколько лет ведется работа над «Стратегией развития ЖКХ до 2020 года». Мы по-прежнему не готовим квалифицированных специалистов для отрасли, и возникает резонный вопрос: а кто будет модернизировать сферу ЖКХ?

Наконец, несмотря на призывы руководства страны, отрасль остается непрозрачной, не фиксируются данные по объемам потребления услуг, объемы начислений, движение денежных средств. Задача сделать эти данные объективными и постоянно обновляемыми до сих пор не решена. Объективность позволила бы инвесторам вкладывать средства в «понятный» бизнес, а не в «черную дыру», как это порой происходит сегодня.

Да и каждый гражданин, наконец, смог бы понять, за что он платит, как устанавливаются цены и насколько они обоснованы. Также нужно создать условия, при которых потребитель сможет контролировать качество поставляемых услуг, так как сегодня ресурсоснабжающие организации не могут отвечать за качество услуги – им не принадлежит домовая инфраструктура, а управляющие компании не могут отвечать за неплатежи жильцов перед ресурсоснабжающей организацией.

Клубок имеющихся юридических коллизий можно разрешить – нужно внести в Жилищный кодекс изменения, защищающие интересы добросовестных граждан и одновременно повышающие платежную дисциплину.

Согласно подсчетам, недобросовестные плательщики по стране составляют всего 5%, но неуплаченные ими суммы соизмеримы с ежегодными инвестициями в сферу ЖКХ. Например, в 2014 году недоимки составили приблизительно сто миллиардов рублей, а инвестиции – 126 миллиардов рублей.

Необходимо законодательно изменить и статус управляющих организаций и ТСЖ, сделать их профессиональными представителями потребителей, чтобы при этом обязательства потребителя по оплате коммунальных ресурсов были бы непосредственно перед поставщиками. Это существенные изменения, но их необходимо внести как можно быстрее, так как несбалансированность дестабилизирует рынок жилищно-коммунальных услуг.

Что касается прозрачности в сфере ЖКХ, то здесь предусмотрено внедрение Государственной информационной системы, пилотирование которой сейчас осуществляется в Ивановской и Тульской областях. Одновременно реализуется две модели: первая – это передача информации поставщиками, участниками рынка, в информационную систему федерального уровня.

И вторая модель – создание регионального или муниципального ресурса. В зависимости от результатов эксперимента будет выбрана одна из моделей, хотя уже сейчас ряд экспертов считает, что создание регионального информационного ресурса обеспечивает более качественное его наполнение.

Важно отдавать отчет в том, что вопрос ЖКХ не столько социально-экономический, сколько политический, это вопрос достижения консенсуса в обществе. И если граждане будут понимать, как формируются коммунальные платежи, то они поймут, почему с июля 2015 года тарифы ЖКХ выросли в среднем по стране на 10% и почему государству приходится на административном уровне лимитировать их рост.

..............