За Турцией теперь «присматривает» и Китай

@ ИТАР-ТАСС

22 декабря 2015, 17:13 Мнение

За Турцией теперь «присматривает» и Китай

Действия и России, и Турции, как ни удивительно, пристально рассматривают эксперты в Пекине, а китайские спецслужбы сделали нелицеприятные и весьма показательные выводы относительно Турции.

Евгений Сатановский Евгений Сатановский

президент Института Ближнего Востока

Анкара со свойственной действующему турецкому руководству смесью напористости и надежд на минимизацию ущерба от последствий его собственных действий ищет новых поставщиков энергоресурсов и союзников в запланированных ею будущих столкновениях с Россией, сохраняя агрессивные планы в отношении Сирии и Ирака. 

Китайские специалисты считают, что политическая элита Турции продолжит курс на обострение отношений с РФ, но в итоге будет загнана в угол

Высшей формой «активной обороны» интересов Анкары в сирийском конфликте стало уничтожение турецким истребителем российского бомбардировщика. Очевидно, турецкие спецслужбы в координации с партнерами по НАТО планировали взять в плен российских летчиков, но поддерживаемые Анкарой исламисты не смогли выполнить наземную часть операции.

То, что отечественные аналитики пристально следят за политикой Турции в Сирии, известно. Куда менее известно, что действия и России, и Турции не менее пристально рассматривают китайские эксперты.

При этом их точка зрения очень показательна, благо Пекин поддерживает равноудаленную политику в отношении большинства стран мира. Отношения с Россией для него не менее значимы, чем связи с Саудовской Аравией, Катаром и Турцией, однако в сирийских событиях Пекин явно поддерживает Москву.

Китайцы отмечают, что турецкие власти поддерживали ИГ, желая уничтожить Сирию и заработать на торговле контрабандной нефтью. По их мнению, ИГ добывает только на месторождениях «Аль-Танк» и «Аль-Омар» (всего в распоряжении ИГ около 10 месторождений) от 20 до 40 тысяч баррелей в сутки.

Будет ли Турция извиняться за сбитый Су-24?



Результаты
68 комментариев

При стоимости 10 долларов за баррель террористы зарабатывают от 200 до 400 тысяч долларов. Турецкие бизнесмены получают маржу в два–три раза больше, так как среднемировая цена на нефть достигает 39 долларов за баррель.

По данным китайских СМИ, зарплата рядового боевика ИГ составляет 400 долларов. Для содержания 30 тысяч бойцов необходима устойчивая работа двух нефтепромыслов в течение одной недели в месяц. Турецкая сторона при самых низких объемах поставок сирийской нефти зарабатывает сотни миллионов долларов США ежегодно.

Китайские спецслужбы сделали весьма нелицеприятные выводы относительно Турции по результатам обработки фото- и видеоматериалов после атаки на российский военный самолет. В интервью журналистам один из руководителей турецкой группировки «Серые волки» заявил о своей ключевой роли в убийстве российского военного летчика.

Активисты этой организации принимали участие в погромах китайских ресторанов и магазинов и демонстрациях в 2015 году, сопровождавшихся нападениями на китайских туристов и сжиганием китайского флага перед зданием посольства КНР. По информации спецслужб Таиланда, члены именно этой группировки организовали теракт в Бангкоке, целью которого должны были стать китайские туристы.

По мнению китайских аналитиков, на роль официальной Анкары в становлении ИГ указывают высказывания бывшего министра иностранных дел Ахмета Давутоглу (действующий премьер), сделанные в 2014 году в связи с задержанием в Таиланде 400 китайских уйгур, которое он назвал незаконным. Известно, что посольство Турции в этой стране выдавало желающим уехать на войну против «неверных» в Сирию паспорта и билеты до Стамбула.

Для пресечения деятельности по пополнению ИГ спецслужбы Китая и Таиланда провели ряд мероприятий. За первые 10 месяцев 2015 года сотрудники МОБ КНР арестовали 109 соотечественников, вернувшихся из Сирии, и 20 граждан Турции, вербовавших рекрутов среди китайских мусульман. Было изъято 653 бланка паспортов граждан Турецкой Республики и 200 заявлений на получение въездной визы в посольстве Турции в Бангкоке.

Известный китайский военный аналитик контр-адмирал Чжан Чжичжун сказал, что основанием для сдержанной позиции НАТО стали возможности российской Дальней авиации. 

По мнению председателя Совета по информатизации ВМС НОАК контр-адмирала Инь Чжо, действия Турции – провокация, спланированная в Вашингтоне и Брюсселе, однако реакцию президента Путина на них не просчитали. По его мнению, турецкие военные не ожидали быстрого развертывания ЗРК С-400, а дополнительным отрезвляющим фактором для Анкары стало размещение на истребителях-бомбардировщиках Су-34 ракет класса «воздух – воздух».

СМИ КНР, оценивая действия Эрдогана, говорят, что это не просто «удар в спину» Москве, но «его поведение напоминает действия ядовитого пресмыкающегося, которое нападает из засады, а затем ретируется в ожидании результатов».

Китайские специалисты считают, что политическая элита Турции продолжит курс на обострение отношений с РФ, но в итоге будет загнана в угол, так как в НАТО понимают реальный уровень военной мощи России и откажутся поддержать Анкару.

Турция – второй в мире покупатель российского природного газа, значимый импортер российской нефти, угля и металлов, крупнейший – пшеницы и подсолнечного масла. Теоретически Анкара может найти альтернативных поставщиков, но только по более высокой цене. 

Дохе невыгодно поставлять природный газ в Турцию – Анкара как стратегический партнер Катара требует скидок и льготных кредитов, а Дохе выгоднее продавать сырье в Азию и Европу.

Нефть Турция может заместить за счет поставок из Иракского Курдистана, лично контролируемых Эрдоганом и Барзани. Это их семейный бизнес. На ситуацию в данной сфере влияют военные действия против ИГ и ликвидация путей контрабанды нефти (которую курды «смешивают» со своей), а также давление Турции на отряды Рабочей партии Курдистана (РПК).

Отряды РПК в Иракском Курдистане играют главную роль в борьбе против ИГ, удерживая нефтеносный Киркук. Впрочем, это верно только в случае, если сохранится нынешнее руководство Турции. В противном случае все может измениться очень быстро.

Планы оживления трансанатолийского газопровода (TANAP) из Азербайджана в Турцию ставятся Анкарой во главу угла, но существует несколько серьезных препятствий его реализации. Баку и сегодня, и в перспективе не сможет единолично заполнить весь объем газопровода. Он может дать только 16 миллиардов кубических метров. Для того чтобы довести этот объем до уровня внутреннего потребления Турции, необходимо восполнить дефицит в 40 миллиардов кубических метров.

Здесь есть два пути – закупать газ у России либо у Туркменистана. Причем скидок, которые предоставлял Газпром Анкаре в рамках «Голубого потока» или замороженного «Турецкого потока», Анкара не получит. Все альтернативные России пути получения углеводородов будут для нее дороже и потребуют дополнительных инвестиций в строительство инфраструктуры.

Последнее относится прежде всего к туркменскому варианту. Для его реализации нужно проложить газопровод по дну Каспия, что требует согласования с прикаспийскими странами, среди которых Россия и Иран. Эрдоган, тем не менее, попытается развить туркменский вариант получения газа.

Источник: «Военно-промышленный курьер» (публикуется в сокращении, полную версию статьи читайте на сайте)

..............