В поисках лжи

@ pravmir.ru

13 августа 2014, 09:58 Мнение

В поисках лжи

Свобода слова и публичность дискуссий – великое достижение. Если только не дойти до крайности, а именно – говорение и обсуждение не превратить в самоцель и отвязать таким образом от нахождения смысла.

Андрей Ткачев

священник, писатель

Свобода слова и публичность дискуссий – великое достижение. Если только не дойти до крайности, а именно – говорение и обсуждение не превратить в самоцель и отвязать таким образом от нахождения смысла.

Если люди ничего не ищут, а только хотят проявить себя, голос подать, «что-то крикнуть из ветвей», то не стоит среди них размыкать уста

Бывает, прозвучит в диалоге нечто ценное, как если бы стучал по дереву, по дереву – и вдруг по металлу звякнул. Тут бы остановиться. Как говорится, «с этого места поподробнее». Но именно тут и выпрыгивает из табакерки желание не останавливаться в раздумье, а говорить, говорить, говорить, отступать в тень, напускать туман, бормотать: «Ну, знаете ли». Вот тогда разговоры ради разговора и глубокомысленные гадания на манной каше превращаются в болезнь свободы слова и публичности дискуссий.

Совсем не так говорят пророки. Они не прочь послушать и подумать, не прочь и поспорить. Но если истина для них внятна, то умножать словеса им недосуг. «Делайте так-то и так-то», – говорит пророк. «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас. Ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:19–20).

Все. Торг неуместен. Если бы в ответ Исайя услышал: «Ну, знаете ли, это как сказать. А вот предположим, что события так развернутся... А вот на это вы что скажете?» – то что бы он сделал? Махнул бы рукой и ушел прочь. Слово сказано, скоро будет и дело делаться. Какой смысл тратить время и силы с теми, кто вкус к истине потерял и ухо к мудрости приклонять не хочет?

Разговоры не должны быть бесконечными. Рано или поздно наступает такое время, когда разговоры смолкают и начинает сбываться то, о чем слушать не хотели. Сам Бог поступает подобным образом с человеком. Бог говорит, но Его не слышат; Он дает знаки, но на них не обращают внимания; Он умоляет с утра до вечера, зовет, стучится в двери сердец... Глухо. Со временем Бог начинает действовать. Поступая таким образом Сам, Он и ученикам велит не тратиться на слова чрезмерно и знать, с кем, о чем и как долго говорить.

После разговора с некоторыми нужно отряхнуть прах от ног и, развернувшись, уйти. Суровый жест. Жест полного нежелания хоть в чем-то сродниться с упертыми. «Даже пыль вашу оставляем вам, ничего вашего нет с нами, но помните, что мы говорили. Сказанное совершится». Еще раз повторю – суровый образ поведения. Если бы не любвеобильный Господь его предписал, можно было бы много порассуждать о жестокости и безжалостности...

С другими и вовсе нельзя говорить. Нельзя, то есть, метать жемчуг (он же – бисер) перед свиньями. Хотя, глядите. В 13-й главе Матфеева Евангелия есть притча о человеке, нашедшем драгоценную жемчужину, скрытую на поле. Человек, никому ничего не говоря, продает все, что имеет, и покупает поле ради скрытого жемчуга. Жемчуг – Евангельская истина. Ради нее для лучших людей мира ничего не жалко. И человек все продал. Как же ему столь дорого пришедший в руки бисер свиньям бросать? Свиньи в бисере не разбираются. Они потопчут его и потребуют желудей. Запрет очень понятен.

Значит, «разговоры до упора», разговоры «всегда, везде и непременно» не вписываются в смысл Евангелия. Не нужно думать, что Христос эдак бодро и жизнерадостно ходил по Палестине, охотно со всеми говорил, беседовал, проповедовал, деток по щечкам ласково трепал, улыбался. Не нужно думать, что все это было Ему в удовольствие.

Он главным образом не столько говорить пришел, сколько умирать на кресте за нас. И мысль о кресте не отходила от Его сердца. Такие мысли не делают никого словоохотливым. К тому же Он знает людей. Знает их изнанку и подноготную, а потому не растворяется в стихии их пустых споров, мелких мнений, бытовых разговоров.

Христос, говоря, служит. Он не воздух колеблет, а дело делает, и потому лишних слов не произносит. Говорит часто притчами, чтобы слышали все, а понял только тот, у кого сердце мудрое. Не разжевывает Он ничего, но и ничего не утаивает. Говорит просто и со властью. А степень понимания уже зависит от умственно-нравственных качеств слушателя.

С некоторыми Господь вообще говорить отказывается. Например, с Иродом. И Пилата удостаивает лишь нескольких коротких и обжигающих фраз. Все это сказано о Христе Спасителе с мыслью о нас и о нашей культуре дискуссий. Ведь мы истину забалтываем часто или топим в комментариях. А после хороших слов помолчать ведь положено.

Если люди истину ищут, с ними говорить надо и слушать их надо. Если люди нашли истину, но продолжают еще чего-то искать, то, как говорил Константинопольский патриарх Иеремия, «они ищут лжи». Если же люди ничего не ищут, а только хотят проявить себя, голос подать, «что-то крикнуть из ветвей», то не стоит среди них размыкать уста. Такие разговоры – убийство времени и осквернение слуха.

Поскольку мир пройдет, а Евангелие останется, вспомним в конце, что есть бисер и есть свиньи; есть святыня и есть псы; есть Содом и есть прах, который нужно отряхивать, уходя. Это не я сказал. Это Господь говорит.

..............