«Не манифест»

@ rsl.ru

13 февраля 2013, 11:35 Мнение

«Не манифест»

Главные проблемы современной российской науки. Это не манифест, не проповедь, не обвинительный акт, а только черновые заметки («сырые мысли», как говорил Риббентроп) – чтобы самому разобраться.

Василий Молодяков

доктор политических наук, японовед

Главные проблемы современной российской науки.

Это не манифест, не проповедь, не обвинительный акт, а только черновые заметки («сырые мысли», как говорил Риббентроп) чтобы самому разобраться. Вещи, наверное, общеизвестные. Порядок следования не по значимости, а как приходит в голову. Речь идет прежде всего об академической гуманитарной науке о том, что я лучше знаю и в чем разбираюсь. Будет обновляться.

1. (Абсолютное) Большинство научных сотрудников (НС) лишено возможности заниматься полноценной и продуктивной исследовательской работой по следующим причинам:

1-А. Низкие зарплаты вынуждают НС работать в нескольких местах, прежде всего преподавать, что не позволяет сосредоточиться на одной теме и даже на одном роде занятий.

1-В. Большинство пожилых НС не могут и не хотят работать, но держатся за службу, так как нынешний размер пенсии лишит их того, и так скромного, уровня жизни, к которому они (заслуженно) привыкли. Это фактически парализует ротацию кадров.

1-С. Отсутствие или недостаток научной литературы и периодики по специальности, прежде всего иностранной, в бумажном и электронном виде, отсутствие доступа к платным базам данных. На системном уровне отставание здесь приобрело необратимый характер.

1-D. Обилие бессмысленных бюрократических «повинностей».

2. Отсутствие реальной действующей системы аттестации НС, невозможность или нежелание руководителей институтов избавляться от «балласта» по различным причинам от этических до аппаратных.

3. Отсутствие менеджмента науки, понимания его необходимости и важности. Практически полное отсутствие специалистов, способных обеспечить нормальное функционирование институтов и исследовательский процесс.

4. Глубокая коррумпированность системы присуждения ученых степеней и званий, что не только наводнило академическую и университетскую среду некомпетентными и бесчестными людьми, но и окончательно подорвало этические основы научного сообщества.

5. Терпимость к плагиату, некачественной работе, самозванству (приписывание себе несуществующих заслуг, должностей и т.д.), интригам и доносительству.

6. Терпимость к лженауке в обществе и в СМИ.

7. Игнорирование государственными структурами мнения специалистов при выработке государственной политики.

8. Отсутствие у молодых ученых мотивации для работы в академических институтах.

9. Попытки властей осложнить контакты и сотрудничество ученых с иностранными коллегами и потенциальными спонсорами научной деятельности.

10. Неудовлетворительное состояние материальной базы академических институтов. И так далее...

Источник: Блог Василия Молодякова

..............