«Космическое мышление»

@ icr.su

18 декабря 2013, 17:40 Мнение

«Космическое мышление»

Человек есть часть Вселенной – такой взгляд на человека меняет сознание людей, их философские, научные, этические представления. Вся жизнь со временем может измениться, если люди изберут для себя космическое мировоззрение.

Виктор Фролов

заместитель гендиректора музея Рериха

Мышление современного человека чаще всего ограничено его личными или семейными интересами. У кого-то мышление может быть шире и учитывает национальные интересы, еще реже люди думают об интересах человечества. Все это вполне естественно – моя жизнь, моя семья, моя работа, моя карьера, мое здоровье и прочее.

Общество почувствовало необходимость изменений и ощутило, что глобальные перемены уже начались

В то же время с позиции космизма человек есть часть Вселенной. Такой взгляд на человека меняет сознание людей, их философские, научные, этические представления. Вся жизнь человека и человечества со временем может измениться, если люди изберут для себя космическое мировоззрение.

Этот выбор должен происходить естественно-исторически, без забегания вперед и отставания от происходящих событий. Общество уже почувствовало необходимость изменений и ощутило, что глобальные перемены уже начались. Николай Бердяев сто лет назад писал о «космическом ветре», который будет чувствоваться и многое изменит. И вот этот ветер перемен через многие исторические коллизии становится все ощутимее.

Одновременно наблюдаются две тенденции. Одна – сгущение отрицательных следствий мыслей, чувств, действий людей не только на индивидуальном уровне, но и на уровне целых стран и континентов. Другая – это тенденция нового, космического понимания человека и мира.

Пока эти тенденции не конкурируют, поскольку вторая только зарождается.

В России процесс, который можно назвать духовной революцией, начался в конце XIX века. Суть его в том, что самой жизнью была поставлена проблема расширения сознания, проблема преображения внутреннего человека. Поэтому мы имеем философию и культуру серебряного века – Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков и другие. Поэтому произошел всплеск науки в первой половине ХХ века. Появилась потребность в изменении сознания, его расширении в сторону формирования взгляда на человека как существо космическое.

Маркс представлял человека как совокупность общественных отношений, но это лишь одна из граней человека. Человек есть целостное существо, и суть его в том, что он есть существо космическое. Мы этого, как правило, не осознаем, но в этом суть нового мышления и суть процесса расширения сознания. Когда постепенно мы начинаем это осознавать, наш взгляд на человека и мир меняется. Вот она – духовная революция, которая идет в России уже больше ста лет.

Эта работа сегодня многим может казаться ненужной или не такой важной, поскольку люди озабочены проблемами другого характера. Но постепенно общество начнет приходить к осознанию важности культурного развития. Человек всегда будет несовершенен, но уровень этого несовершенства относителен – что сегодня в человеке представляется совершенным, то завтра станет несовершенным, а послезавтра перед человеком встанут проблемы его совершенствования уже на другом, более высоком уровне.

Человек и человечество – это часть космоса. Такое представление о нем формирует соответствующую систему человеческих ценностей. Космическое мышление способствует освобождению человека от его же внутренних недостатков – эгоизма, невежества, недоверия.

Идеи космического мышления и новой духовности ярко представлены в работах русских космистов, а в «Живой Этике» Николая и Елены Рерихов сформулированы принципы развития культурного общества на основе взаимоотношений всего живого в космосе.

«Живая Этика» является синтезом многих путей, в ней есть понятие Учитель, или Махатма, Гуру, как говорят на Востоке. На Западе это редкость, но, к примеру, в Индии традиция отношений учитель-ученик существует тысячелетиями. При этом не стоит воспринимать учение Рерихов как единственный и безальтернативный путь.

У каждого человека путь к высотам духа свой. Один идет через науку, другой – через искусство (он не обязательно должен быть художником, можно просто любить искусство, слушать музыку, ходить в музеи, читать книги), у третьего, например, этот путь проходит через воспитание детей, не только своих, но и приемных. Все это тоже пути культурного развития человека, поскольку они формируют человека, его нравственные качества.

Религиозный опыт людей также несет ценные знания, которые были переданы человечеству. Сегодня благодаря развитию интеллекта мы готовы воспринять духовные знания уже в форме науки. Но к интеллекту надо подключить сердце как средоточие духовной жизни человека. Нам предстоит сделать сердце мудрым, а интеллект сердечным.

Вот такая связка. Это метод, в котором сольются наука и культура, а технологии и лежащая в их основе наука, работающие сейчас на материальные потребности человечества, приобретут одухотворенный характер.

..............