«Боевая ничья»

@ dentv.ru

22 января 2013, 19:00 Мнение

«Боевая ничья»

Операция по захвату комплекса в Ин-Аменасе выглядит исключительно проработанной и профессиональной. Есть данные, что за ней стоит Мохтар Бельмохтар — очень известный в регионе специалист по похищениям заложников.

Анатолий Эль Мюрид Анатолий Эль Мюрид

специалист по Ближнему Востоку, блогер

События в алжирском Ин-Аменасе формально можно считать неудачей алжирских властей боевики сумели захватить предприятие газодобычи, убить пока до сих пор непонятное количество заложников и продемонстрировать свою способность дезорганизовать ритмичную работу любого стратегического предприятия. Во всяком случае, соседние страны предельно серьезно отнеслись к подобной перспективе Ливия уже ввела усиленную охрану армией своих месторождений. Бассейн Гадамеса, примыкающий к алжирской границе, взят под жесткий контроль. Правда, тем же алжирцам с их не в пример более организованной и боеспособной армией в Ин-Аменасе это не слишком-то помогло.

Жесткость алжирцев при проведении операции в Ин-Аменасе объясняется довольно просто

То, что боевики имеют инициативу и могут захватить любой объект или населенный пункт, сомнений не вызывает. Буденновск, Кизляр, Норд-Ост или Ин-Аменас тому примеры. Неважно, стоят ли на постах продажные гаишники, закрывающие глаза на бородатых мужиков с оружием, или боевики просачиваются по пустынным и безлюдным дорогам. Инициатива исходит от них, поэтому реакция власти на подобного рода захваты может быть только рефлекторной.

Вот эта реакция и является предметом рассмотрения. Можно кричать в трубку «Шамиль Басаев», и в итоге получить все и по полной программе и сорванный штурм, и убитых заложников, и невозбранно покинувших место событий боевиков, донельзя гордых своей победой. Можно пойти на штурм, уничтожив всех боевиков и рискуя получить вопли возмущенной общественности ввиду неизбежных жертв среди заложников. Можно вообще наплевать на постороннее мнение и накрыть боевиков с вертолетов, не особо разбираясь, где там заложники, а где собственно боевики.

Вот как раз алжирцы пошли по самому жесткому и минимально щадящему варианту, что, безусловно, можно расценить как их неудачу. Однако при этом общие результаты операции по ликвидации боевиков оказываются на приемлемом уровне да, в итоге 57 заложников либо убиты, либо пока не найдены. Но более 600 спасены и освобождены. Да, террористы изначально ставили своей целью захват именно иностранцев, и как раз иностранцы стали в основной своей массе жертвами. Но предельно жесткая спецоперация алжирцев (а по факту это была скорее даже войсковая операция, чем специальная) привела к тому, что армия сумела практически сразу перехватить инициативу у боевиков и навязать им свой сценарий. Судя по всему, освобождение заложников вообще не было целью алжирских военных задачей являлось уничтожение захвативших комплекс исламистов-коммандос.

Стоит отметить, что сама по себе операция по захвату комплекса в Ин-Аменасе выглядит исключительно проработанной и профессиональной. Есть данные, что за ней стоит Мохтар Бельмохтар очень известный в регионе специалист по похищениям заложников, имеющий на этом поприще весьма серьезные доходы и авторитет. Нужно также упомянуть, что, по разным сведениям, группировка Бельмохтара «Катиба аль-Мулатхамун» в общей сложности заработала на похищениях иностранцев порядка 100 миллионов долларов, что благотворно отразилось на боеспособности отрядов АКИМ (Аль-Каида* исламского Магриба) и подняло авторитет лидера «Катибы». Самого Бельмохтара на месте событий не было, но он опубликовал обращение, в котором берет ответственность за операцию. По некоторым сведениям, сейчас Одноглазый Джек, как называют Бельмохтара за увечье, полученное им еще в восьмидесятых в Афганистане, находится в Мали, в районе Гао, где имеет некий бизнес. Гао перевалочный пункт наркотрафика кокаина из Южной Америки в Европу, так что уважаемый бизнесмен просто не мог отвлечься на пустяки в Алжире.

Жесткость алжирцев при проведении операции в Ин-Аменасе объясняется довольно просто у Алжира есть армия, но нет спецподразделений по борьбе с терроризмом. Как ни странно, но Алжир, ведущий войну с начала 90-х годов с исламскими радикалами, продолжает опираться именно на армейские структуры. Объяснение этому, видимо, тоже простое армейские операции приносят успех, поэтому менять хорошее на лучшее алжирское руководство не спешит. Видимо, операция в Ин-Аменасе тоже будет признана успешной, и поэтому выводов Алжир делать не станет. Ставка на максимально жесткую реакцию на любой теракт будет делаться и в дальнейшем.

Фактически произошедшее в Алжире можно оценить как боевую ничью. Боевики продемонстрировали, что они способны проводить масштабные и резонансные операции. Продемонстрировали свои связи в информационном пространстве их версию происходящего в онлайне озвучивало мавританское агентство «Нуакшот». Алжир продемонстрировал, что не будет идти на переговоры и способен в короткие сроки ликвидировать любое выступление террористов. Подлинные причины произошедшего вообще недоступны вполне возможно, что мы были свидетелями каких-то туземных мафиозных разборок, с той лишь разницей, что в роли мафии, с одной стороны, выступили самые что ни на есть террористы, а с другой уважаемые западные корпорации, чьим интересам был нанесен незначительный, но, тем не менее, определенный ущерб.

Кому интересно – по этой ссылке красавцы, принимавшие участие в операции. Слева направо Абу аль-Бараа аль-Джазари. Убит в Ин-Аменасе при попытке прорыва в автоколонне с заложниками. В центре Мохтар Бельмохтар. Справа Абдул Рахман Нигери (прозвище Абу Дуджана). Убит в конце операции, при этом уничтожил находящихся при нем 7 иностранных заложников.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............