«Слуги народа»

@ с личной страницы facebook.com

16 октября 2012, 12:34 Мнение

«Слуги народа»

Не секрет, что власть (государство) и народ уже давно живут отдельной жизнью. Преодолеть это не под силу ни одной партии, учитывая то, что партий как таковых – в классическом европейском понимании – у нас нет.

Антон Дмитриев

украинский журналист, общественный деятель, правозащитник

Многие критикуют политиков в личностях, но никто не ведет речь о конкуренции идей. Самое главное – предложить то, что будет выгодно и политике, и народу.

Электронные процедуры и запись через сайт упрощают прием посетителей, однако не решают главного

 Не секрет, что власть (государство) и народ уже давно живут отдельной жизнью. Преодолеть это не под силу ни одной партии, учитывая то, что партий как таковых – в классическом европейском понимании – у нас нет. Отойдя от искусственных политических разборок «Кто в доме хозяин?», поговорим о том, «что хозяину в доме делать». Начнем с вопросов упорядочивания бюрократии.

В Украине насчитываются 294 тысячи чиновников. Все эти люди получают зарплату из государственного бюджета и местных бюджетов. Сюда не относятся чиновники высшего ранга уровня министров и руководителей центральных органов власти. То есть армия в почти 300 тысяч бюрократов управляет 46 миллионами граждан.
В конце 2010 года Виктор Янукович провел якобы административную реформу, имевшую целью сократить чиновничий аппарат. Вышло наоборот, ибо для реализации инициативы по сокращению были созданы новые органы, а количественный состав чиновников не уменьшился, а вырос.

Кроме того, реформа в основном затронула высшие чины бюрократии, тогда как начальники и весь штат многочисленных департаментов, управлений и отделов остались прежними. Многие политики с высоких трибун обещают люстрацию: выгнать прежних чиновников, заменив их новыми. Однако сомнительно, чтобы хотя бы у одной партии или блока нашлись 300+ тысяч чиновников. Ведь все мы помним 2005 год, когда массово увольнялись бюрократы после «оранжевой революции». Но аппарат не стал лучше работать, и кадровая революция тоже не произошла, скорее даже наоборот: ведь даже министрами становились люди без образования.

Люстрация как очистка государственного аппарата хороша в том случае, если есть люди, готовые завтра занять освободившийся сегодня пост. Притом они должны быть профессионально лучше того, кто был уволен. Только в этом залог того, что меняются не фамилии на табличках и визитках, а сама система и подходы.

Чиновников в Украине, как и любой другой стране СНГ, кроме Грузии, слишком много. Штаты раздуты еще по советским меркам, тогда как важные участки работы остаются открытыми. Например, центры административных услуг, которые действуют в отдельных регионах, а по недавно принятому закону будут созданы везде. Государственных регистраторов хронически не хватает, а их работа настолько сложна, зарегулирована и неблагодарна, что мало кто хочет собирать на себе весь гнев граждан на правительство. Больше того, из-за неразберихи в законодательстве и управленческой безграмотности эти самые госрегистраторы материально и технически привязаны к местному самоуправлению, а организационно, методически и нормативно – к Государственной регистрационной службе. Получается, эти два звена должны работать слаженно, чтобы работа регистраторов, которые предоставляют административные услуги, была адекватной запросам граждан и требованиям закона. К сожалению, в Украине нет ни одного центра админуслуг, где эти самые услуги предоставлялись бы согласно букве закона и пожеланиям граждан. Как-никак, это обязанность государства перед бизнесом и людьми, но оно старательно увиливает от выполнения сей непосильной задачи.

 Яркий пример можно наблюдать в этом плане в Киеве, в Шевченковском районе. С центром административных услуг мы боролись как могли: и митинги проводили, и палатки ставили, и президенту писали с просьбой снять руководителя районной администрации, и к кандидатам в депутаты обращались. Везде все глухо и непробиваемо. Конечно, приходили десятки отписок, в которых чиновники пеняли друг на друга и на управленческий беспорядок, который они, к их большому сожалению, решить не могут. Больше того, перед камерами они клялись, что улучшат жизнь граждан, стоящих в тысячных очередях, но после выключения камер и выхода сюжета в эфир положение только ухудшалось. На сегодняшний день центральный район Киева – Шевченковский – стал «притчей во языцех» для всех бизнесменов и тех, кому нужно получить какую-либо админуслугу. Что же делать?

На примере конкретного центра административных услуг попытаемся смоделировать люстрацию общенационального масштаба. Итак, учитывая то, что чиновники являются жителями города и находятся в конкретном районе и с конкретной заработной платой, которую им платит город, необходимо полностью их отделить от Государственной регистрационной службы Украины и других структур, дабы нормализовать их работу. Таким образом, государственные регистраторы будут подчиняться лишь Киевской городской государственной администрации, которая и будет ответственна за их деятельность как перед гражданами, так и перед министерством юстиции.

Далее следует установить в кабинете каждого чиновника видеокамеры, которые бы транслировали сигнал из кабинета на сайт районной администрации или муниципальный портал (которого в Киеве не существует). Если же технически это сделать невозможно, необходимо установить аудиозаписывающие устройства, которые бы позволили отслеживать то, как проходят управленческие процессы и какие решения принимаются. Причем делаться все должно открыто и гласно – законодательство это не запрещает.

Электронные процедуры и запись через сайт упрощают прием посетителей, однако не решают главного: количества чиновников и помещений для приема. Правильно было бы увеличить штат регистраторов до 50 человек, остальных же чиновников сократить, потому что люди в центры административных услуг в основном приходят для получения разрешительных документов для бизнеса. Но стоит заметить, что держать одновременно 700 человек в помещении, куда с трудом входят 200, кощунственно. Для этого необходимо подыскать открытое помещение, в котором можно сделать open space, но так, чтобы эргономика пространства не мешала производить регистрационные действия. Такие помещения есть в достаточном количестве, просто чиновникам нужно отказаться от мании величия и уйти из домов ХІХ столетия, из кабинетов с бронированным дверьми, приемными, стульчиками и кучей шкафов, где нечего хранить. Если не нравится вариант американско-европейских open spaces, возьмите наш пример – организация работы почты и контор Сбербанка. Ведь это уже есть, но бюрократия стремится себя окружить максимальным комфортом, не оставляя даже минимального для граждан.

 Далее – вопрос глобальный. Если чиновник привык брать взятки и создавать условия, при которых эти взятки нельзя не дать, его место – на улице и в тюрьме. Это аксиома. С другой стороны, необходим кадровый резерв, который может незамедлительно восполнить «потерю бойца». В идеале необходимо выставить на улицу всех чиновников, которые так или иначе создают проблемы гражданам с получением государственных услуг, и запретить им на три–пять лет вообще появляться возле органов власти. В течение этого времени платить им пособие и стимулировать для переобучения и поиска другой сферы занятости. Одновременно оптимизировать деятельность учреждений и сократить отделы и сегменты бюрократии, которые являются нецелесообразными, набрать новых людей исключительно из выпускников вузов. Для определения возможной должности и профессиональных навыков необходимо дать всем равные возможности и минимум ограничений и требований, но ввести обязательное независимое тестирование (как сейчас школьники проходят) для качественного отбора. При правильной организации тестирования результаты покажут хороших будущих управленцев и потенциальных коррупционеров, которые неспособны к выполнению задач и законов.

Кроме репрессивных мер, контроля и аудита деятельности чиновников, необходимо грамотным (в редких исключениях) и профессиональным бюрократам платить так, чтобы люди хотели идти на государственную службу и дрались за место. Достаточно открыть 50 вакансий с зарплатой для Киева в 1500 долларов – и очередь желающих выстроится на метры. Но и ответственность такие чиновники будут нести моментальную и наказываться, как говорится, рублем: штрафы за каждое неправильное решение или волокиту, видео- или аудиозапись в течение всего рабочего дня и невозможность использования мобильного телефона или интернета для решения вопросов, не связанных со служебными обязанностями.

К сожалению, не политикой и не выборами, не сменой верховной власти и кабинетов, а только при выполнении такого комплекса мероприятий мы добьемся того, что чиновники станут прежде всего слугами народа.

Источник: Блог Антона Дмитриева

..............