«Единой идеей у нас и не пахнет»

@ ИТАР-ТАСС

14 июня 2011, 18:54 Мнение

«Единой идеей у нас и не пахнет»

Страну держат вместе единый рынок и единая идея. Единого рынка у нас фактически нет, слишком велика доля наших потребностей, покрываемая извне, и слишком велика доля нашей продукции, уходящая вовне. Единой идеей у нас и не пахнет.

Анатолий Вассерман Анатолий Вассерман

журналист, депутат ГД, победитель интеллектуальных игр

Название праздника День России выглядит, конечно, довольно странно. Но понятно, что прежнее название День независимости России выглядело еще удивительнее, поскольку совершенно непонятно было, от кого Россия была независима. От центральных общесоюзных властей? Так эти власти по крайней мере на три четверти состояли из русских граждан Российской Федерации, а на остальную четверть – из граждан других союзных республик, но точно таких же русских по всем прочим показателям. То есть по языку, по культуре, по бытовым обычаям. Независимость от союзных республик? Но эти республики зависели от России намного больше, чем Россия от них, что подтвердилось после парада суверенитетов.

#{best_opinions}В первой моей опубликованной статье 23 ноября 1991 года «Независимость от здравого смысла» я призывал голосовать против независимости Украины на предстоявшем тогда референдуме. Так вот в газету из-за ограниченности бумажной площади не попала главка этой статьи, где я анализировал очень модную тогда сепаратистскую листовку, где приводилась статистика, из которой якобы следовало, что Союз объедает Украину. Я показал, что из данных, приведенных в этой листовке, совершенно бесспорно следует, что Украина получает колоссальные выгоды от самого факта пребывания в Союзе и потерпит неминуемый и тяжелейший экономический крах при выходе из Союза. Так оно и оказалось. Это лишь пример того, что другие республики зависели от России намного сильнее, чем Россия от других республик.

По сути, речь шла только от независимости управленческого звена республиканского уровня от следующего над ним управленческого звена союзного уровня. Попутно укреплялась зависимость управленческого звена областного уровня от республиканского. Поскольку чем независимее государство, тем зависимее его народ. Конечно, тут есть свои нюансы, но в целом правило работает.

То есть название День независимости не соответствовало сущности случившегося 12 июня 1990 года событии. Тогда, повторюсь, речь шла не о независимости России как таковой, а о независимости республиканских чиновников, сидящих в Москве, от союзных чиновников, сидящих в той же Москве.

Название День России – вынужденное признание факта, что независимости у России от этого политического шага серьезно поубавилось. Более того, нынешняя Россия менее независима, чем был Советский Союз, и, более того, менее независима, чем была Российская Федерация в составе Советского Союза. Вы уж меня извините, но в советские времена Международного валютного фонда, вашингтонскому обкому и прочим почтенным организациями было намного сложнее навязывать нам свои рецепты и чего-то от нас требовать.

Есть в празднике День России и некоторый позитивный смысл. Не так уж много есть событий, напоминающих нам, что мы остается в какой-то мере единой страной. В какой-то мере – потому что и по этому поводу одно время стоял очень жирный вопросительный знак.

Страну держат вместе единый рынок и единая идея. Единого рынка у нас фактически нет, слишком велика доля наших потребностей, покрываемая извне, и слишком велика доля нашей продукции, уходящая вовне. Единой идеей у нас и не пахнет. В свое время, когда Борис Николаевич Ельцин поставил цель сформулировать какую-то национальную идею, наша доблестная прогрессивная общественность высмеяла это настолько, что до сих пор никто не решается говорить об этом.

День России висит в вакууме. И только когда мы вновь сформулируем какую-то идею, приемлемую для всей страны и народа, тогда этот день можно будет считать праздником.

Источник: Russia.ru

..............