«Вокруг кровавых событий октября»

@ <a href="http://focus.ua/">focus.ua</a>

3 октября 2011, 18:29 Мнение

«Вокруг кровавых событий октября»

Разрешения вызревшего конституционного кризиса и в России октября 1993 года, и на Украине июня 1996 года роднило одно: конституционно-правовая сторона, нашедшая своё выражение в имплементации конституционного «принципа разделения властей», впервые использованного в практике первой американской конституции 1787 года.

Эдуард Афонин

доктор социологических наук, профессор Национальной Академии при президенте Украины

Вокруг кровавых событий октября 1993 года в России, очевидно, нагорожено много лишнего. Удивляюсь, что до сих пор не слышал практически ни одного толкового комментария относительно этого эпизода в постсоветской России. Что происходило в те и подобные тем российские дни на постсоветском пространстве? После суверенизации постсоветского пространства и старта процессов демократизации в новых независимых государствах – республиках бывшего СССР обнаружил себя так называемый конституционный кризис – старая форма политического правления, защитниками которой выступили сторонники бывшей КПСС, уже не соответствовала нарождающимся демократическим формам государственности, проводниками которой, собственно, и выступили демократические политические силы.

Вокруг кровавых событий октября 1993 года в России, очевидно, нагорожено много лишнего

Именно этот политический конфликт, как мне представляется, узрел француз Алексис де Токвиль, описавший в своей книге «О демократии в Америке» (1830) процессы демократизации в США кануна первой американской конституции 1787 года. По существу, он отождествлял тот кризис (подобный нашему конституционному кризису) с кризисом злоупотребления политической свободой со стороны общественно-политических объединений, а ныне – со стороны политических партий (преемников КПСС и праворадикальных политических партий). И в России конца 1993 года, и на Украине периода 1994–1995 годов парламенты стали оплотом коммунистических политических партий, в то время как президенты этих стран выражали политические интересы возрождающихся демократических политических партий.

Разрешения вызревшего конституционного кризиса, по существу, и в России октября 1993 года, и на Украине июня 1996 года роднило одно: конституционно-правовая сторона, нашедшая своё выражение в имплементации конституционного «принципа разделения властей», впервые использованного в практике первой американской конституции 1787 года.

Вместе с тем способы разрешения конституционного противоречия в России и на Украине между собой существенно разнились. Так, если в России этот способ был насильственным (расстрел парламента), то на Украине это был мирный политический компромисс, не дошедший до применения военной силы. Хотя такие планы, которые удивительно, что не дошли до прессы, в действительности имелись. Нужно отдать должное в этом отношении президенту Украины Леониду Кучме, воздержавшемуся от применения военной силы по отношению к украинскому парламенту как накануне подписания в Мариинском дворце в Киеве 8 июня 1995 года договора «О государственной власти и местном самоуправлении», так и в ночь на 28 июня 1996 года, когда парламент принял конституцию Украины.

Источник: ИА REX

..............