Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.
14 комментариевУчастникам «Тавриды» рассказали об истории российского консерватизма
Участникам «Тавриды» рассказали об истории российского консе
Доцент Воронежского государственного университета, директор Зональной научной библиотеки ВГУ Аркадий Минаков и доцент РГПУ им. Герцена Андрей Иванов выступили с лекциями перед участниками международного молодежного форума «Таврида», сообщает пресс-служба ОНФ.
Минаков выступил с лекцией «История российского консерватизма». По мнению Минакова, главная институциональная основа русского консерватизма - «это религия, церковь, армия, школа и семья». Также русский консерватизм родственен западному консерватизму, но имеет и ряд отличий, сообщается на сайте ОНФ.
Русский консерватизм вполне оригинален и вполне самодостаточен
«Русский консерватизм вполне оригинален и вполне самодостаточен», - подчеркнул он.
В то же время Минаков признал, что западный консерватизм - ответ на ужасы Великой французской революции, когда вместо свободы, равенства и братства народ получил казни и террор.
В царской России, по его мнению, истоки консерватизма иные.
«Прежде всего это ответная антизападническая реакция на все французское, на галломанию», - сказал Минаков.
Также он подчеркнул, что консерватизм выступал как защитный барьер на пути идей просвещения, которые радикализировались в России. Примером тому служит восстание декабристов.
Несколько подробнее в своей лекции Минаков остановился на двух главных причинах возникновения консерватизма. Во-первых, это радикальные либеральные реформы Александра I, во-вторых, это замена исконного православия на так называемое универсальное христианство, при котором статус Русской православной церкви резко падал.
Также Минаков выделил основоположников русского консерватизма, которые, по его мнению, оказали на развитие его идеи неоценимое влияние, - это Александр Шишков, Федор Ростопчин, Алексей Аракчеев и Николай Карамзин.
Параллельно с Минаковым свою лекцию для участников «Тавриды» читал Иванов, который рассказал об одном из известнейших основоположников российского консерватизма Константине Леонтьеве.
Его теория славянства и византизма, а также его консервативный взгляд на судьбу России во многом являются идеологической базой не только для традиционных российских консерваторов, но и для евразийцев и ряда социалистов.
По словам лектора, взгляды Леонтьева не были приняты большинством россиян, поскольку они не отвечали настроению его современников в России. Но, по мере того как Россия начала переживать потрясения в XX веке, интерес к его трудам вырос как среди российской эмиграции, так и среди населения Советского Союза.
Леонтьев не только одним из первых, еще в XIX веке, предсказал России многие беды, связанные с революционными потрясениями, которые оказались пророческими, но и тот путь, которым должна развиваться Россия.
«Популярность и актуальность Леонтьева объясняется тем, что в настоящее время, наша страна оказалась на историческом перепутье и сейчас обращается к словам отцов-консерваторов», - высказался в заключение Иванов.