Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

5 комментариев
30 июня 2014, 21:15 • Экономика

Украина подсчитывает убытки

Украинские предприятия несут колоссальные убытки

Украина подсчитывает убытки
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Нацбанк Украины отчитался о росте убытков украинских предприятий в 5,5 раза в первом квартале 2014 года. Украинские банки также разваливаются на глазах, а грузовые перевозки по железной дороге резко падают. Куда ведет украинскую экономику руководство Украины и помогут ли международные фонды ей подняться с колен, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Нацбанк Украины отчитался о колоссальных убытках украинских предприятий в первом квартале 2014 года. Они выросли в 5,5 раза. При этом прибыль украинских предприятий выросла лишь в 2,2 раза. В итоге отрицательное сальдо (прибыль минус убыток) достигло почти 11 млрд долларов (128,5 млрд гривен).

Не думаю, что западные партнеры допустят дефолт Украины, так как для них это важный политический вопрос. С другой стороны, и разбогатеть ей вряд ли дадут

В Нацбанке Украины объясняют это «балансовыми эффектами, связанными с девальвацией гривны» в начале года. Наряду с убытками украинских предприятий отмечается сокращение госфинансирования и снижение инвестактивности банков. Все это привело к резкому падению капитальных инвестиций – на 23,1% в первом квартале года.

Так, доля бюджетных средств в структуре инвестиций сократилась с 3,1% до 1,1% (первый квартал 2013 года к первому кварталу 2014 года). Доля бюджетных средств в структуре банковских кредитов упала с 25% до 8,7%.

Между тем ведомство оптимистично, ожидая улучшения финансовых результатов предприятий и оживления инвестиционной активности уже в конце года. Это должно произойти, по его мнению, благодаря стабилизации политической ситуации, проведению структурных реформ и росту внешнего спроса.

Первое, безусловно, будет зависеть от политики нового руководства страны. Пока в стабилизацию ситуации, а это значит – в окончание войны, верится с трудом, поскольку даже в период объявленного перемирия не утихают столкновения на Юго-Востоке Украины и растет число погибших.

Структурные реформы, даже если и будут начаты прямо сейчас, столь быстрого эффекта – за полгода – не дадут. Реальные дивиденды, как правило, можно получить спустя лишь несколько лет, в зависимости от эффективности проводимых реформ.

Под ростом внешнего спроса, вероятно, подразумевается рост спроса со стороны России, потому что ожидать серьезного покупательского спроса на украинскую продукцию со стороны ЕС как минимум наивно. Вероятно, Нацбанк Украины надеется, что на ожидаемых трехсторонних переговорах Украины, ЕС и России удастся найти компромиссное решение, которое не потребует от Москвы перекрытия экспорта с Украины повышением пошлин для защиты отечественного рынка от наплыва беспошлинных товаров из ЕС.

Аут

На глазах разваливается вся украинская промышленность. Реальный сектор украинской экономики переживал не лучшие времена и в прошлом году. Но в этом его состояние доведено до обморочного. Промышленное производство сокращается уже 20 месяцев подряд. За четыре месяца 2014 года спад ускорился до 5,3%. В марте рост производства отмечался только в двух отраслях – фармацевтике и производстве компьютеров, которые играют мизерную роль в украинской промышленности (1,7% от всего выпуска).

Ситуация в двух главных отраслях – металлургии и химической промышленности – только ухудшается. Весной уже начали появляться новости об остановке металлургических, химических заводов и угольных шахт. Причем производство в этих секторах падало даже при относительно низких ценах на газ в первые три месяца этого года (когда Газпром подарил сверхнизкую цену в 268,5 долларов за тысячу кубометров). «Даже при таком уровне цен предприятия не могут выйти на положительную рентабельность, а объявленное правительством повышение цен на газ может привести к дальнейшему ухудшению ситуации», – считают эксперты Института энергетики и финансов.

Банковская система Украины также рушится на глазах. За пять месяцев с начала года украинские банки понесли слишком большой убыток даже с учетом плачевной ситуации в экономике. Их убытки составили 900 млн долларов (10,4 млрд гривен) против прибыли в 90 млн долларов в прошлом году, отчитался на прошлой неделе Нацбанк Украины. Для сравнения: объем активов украинского банковского сектора оценивается всего в 70 млрд долларов.

С начала года на грани банкротства оказалось 11 банков Украины, в которых уже введена временная администрация. В докапитализации нуждается практически каждый банк страны, уверяет председатель правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей. А финансовая помощь со стороны государства и международных финорганизаций появится не раньше сентября, добавляет он.

Из-за ситуации в экономике резко снизились доходы населения, а у бизнеса – чистая прибыль, что привело к падению спроса на кредиты до нуля. Ко всему прочему, увеличилась доля просроченных кредитов, а часть банков пострадала из-за вынужденного ухода с крымского рынка. Да и сами украинские банки постарались, выведя за рубеж с начала года порядка 20 млрд долларов (240 млрд гривен).

Проблемы на украинских предприятиях и в банках вполне ожидаемы с учетом ситуации в украинской экономике, которая оказалась на грани выживания с начала года. Гражданская война только подлила масла в огонь. Причины очевидны – девальвация гривны (более чем на 50% с октября 2013 года), инфляция в годовом выражении с начала 2014 года более 30%, падение уровня жизни населения примерно на 25%, падение реальных доходов почти на 20% – до 250 долларов, указывает аналитик ФК AForex Нарек Авакян.

«ЦБ Украины пять лет, с декабря 2008 года по декабрь 2013 года, искусственно держал валютный курс на одном уровне. За это время инфляция выросла на 26,3%, внешний долг – более чем на 40%, а вот золотовалютные резервы, наоборот, сократились примерно на 40%. Динамика остальных экономических индикаторов также была негативной. При такой статистике ослабление гривны было лишь вопросом времени, а Майдан стал «спусковым механизмом», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. После обвала гривны внутренний спрос сильно упал, что привело к большим убыткам у импортеров. А начиная с 2006 года украинский импорт намного превышал экспорт.

Деловая активность

Что касается грузоперевозок, то они являются важнейшим показателем деловой активности. «Если перевозки падают, то это говорит о негативной экономической конъюнктуре», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. А грузовые перевозки по погранпереходам с Украиной снизились в 1,5 раза, отмечают в РЖД. При этом правительство Украины на словах продолжает надеяться на лучшее, хотя на практике сделало все для ухудшения положения своих предприятий и перевозок.

Буквально недавно кабмин Украины утвердил финансовый план Украинских железных дорог (Укрзализныци) на 2014 год, в котором закладывается падение перевозок по железной дороге на уровне не выше падения ВВП страны. Премьер-министр страны Арсений Яценюк в начале июня сказал, что ВВП Украины ждет падение на 5% (раньше было 3%), причем оговорившись, что многое еще будет зависеть от того, какие события произойдут на Востоке Украины.#{ussr}

Однако прогноз падения грузопотока по железной дороге выглядит крайне оптимистичным. Он явно не учитывает реальное падение грузопотока с Россией и тем более возможности полной остановки транзита российских грузов и ввоза товаров с Украины в Россию. А именно это грозит Украине, потому что ее руководство подписало соглашение об ассоциации с ЕС, которое предусматривает беспошлинный ввоз европейской продукцию в страну.

Украинские железные дороги пострадают от этого куда сильнее РЖД. Грузоперевозки приносят Украинским железным дорогам почти 80% выручки, при этом доля российских перевозок у них достигает 30%, включая транзит, отмечает Дмитрий Лукашов. «Доля украинских перевозок у РЖД гораздо ниже, плюс РЖД – почти в пять раз больше Укрзализныци по объему перевозок. Поэтому компания Якунина пострадает меньше», – говорит эксперт.

А по данным украинской газеты «Экономическая правда», целых 90% украинского транзита формируется в странах ТС, где главную роль играет Москва. При этом Россия, которая в последние годы активно развивала свои черноморские порты и припортовые комплексы, легко может перенаправить некоторые грузы. Например, казахстанскую сырую нефть в этом году планируется начать перевозить через новый терминал в порту Тамань. А российский и казахстанский мазут уйдут в порт Новороссийск, где заработал мазутный терминал на 4 млн тонн – это СП порта и компании Gunvor.

Коллапса российских грузоперевозок не будет еще и потому, что у России имеются возможности использовать для перевозок водный транспорт и железную дорогу Белоруссии, указывает Нигматуллин.

Пассажиропоток между Украиной и Россией в июне также резко упал – на 50%, а по некоторым направлениям – на 70% (данные РЖД). Хотя еще в апреле глава РЖД Владимир Якунин говорил о 30-процентном сокращении пассажиропотока по некоторым направлениям на Украину.

К общей проблеме перевозок по ж/д добавилась новая. На прошлой неделе произошло не менее шести взрывов на участках Донецкой железной дороги Украины, а 24 июня железнодорожный мост подорвали и в Запорожье.

Смертельная опасность

Украина столкнулась с серьезным политическим и экономическим кризисом. В этом году экономика страны может развиваться по двум сценариям – умеренному (учитывает уже свершившиеся события – девальвацию, рост цен на газ и т. д., но предполагает, что дальше ситуация перейдет к нормализации, в том числе в отношении сотрудничества с Россией) или негативному (предполагает развитие российско-украинского конфликта). Позитивного сценария просто нет, делают вывод эксперты Комитета гражданских инициатив.

По их подсчетам, для покрытия дефицитов бюджета и платежного баланса, обслуживания внешнего долга только в 2014 году Украине необходимо почти 30 млрд долларов по умеренному и 50 млрд долларов по негативному сценарию.

В 2015–2018 годах для финансирования дефицита текущего платежного баланса для обеспечения устойчивости украинской экономики нужно 85 млрд долларов по умеренному сценарию. Негативный сценарий на такой долгий срок даже не рассматривается, потому что это будет означать одно – коллапс украинской экономики, указывают эксперты КГИ в докладе «Тупик борьбы интеграций в Европе» (комитет возглавляет Алексей Кудрин).

Самое страшное, что столько денег надо только для того, чтобы Украина не рухнула. А вот для того, чтобы экономика страны начала развиваться, надо на порядок больше – 190 млрд долларов до 2018 года для обеспечения необходимой капитализации экономики и еще 300 млрд долларов для преодоления структурных диспропорций в экономике, накопленных за последние 20 лет, посчитали подопечные Алексея Кудрина.

А если торгово-экономические отношения Украины с РФ и ТС снизятся из-за усиления политической напряженности и подписания экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, то Украина будет терять еще как минимум 33 млрд долларов в год или 19% украинского ВВП, а при реализации шокового сценария – все 100 млрд долларов в год, указывают эксперты КГИ.

Чтобы оставить на плаву одну Украину, Евросоюзу придется потратиться в размере, сопоставимом с расходами на преодоление кризиса суверенных долгов стран еврозоны.

Такие расходы и усилия просто неподъемны для ЕС, указывают эксперты КГИ. Да и тратить столько международные фонды и банки не собираются. Прямое сопоставление с ожидаемой заявленной международной финансовой помощью Украине доказывает это лучше всего. В 2014 году МВФ, Всемирный банк, Банк международных расчетов, ЕБРР, ЕИБ, Япония и ЕС выделят всего только 18,5 млрд долларов, в 2015 году – 11,2 млрд, а в 2016 году – 1,7 млрд долларов. Это не покроет даже половины убытков от снижения торговли с Россией.

«Я не думаю, что западные партнеры допустят дефолт Украины, так как для них это важный политический вопрос, – говорит Дмитрий Лукашов. – С другой стороны, и разбогатеть ей вряд ли дадут. Европейцы наверняка помнят слова Наполеона, который говорил, что «зря я осыпал золотом своих сподвижников: мне надобно было понимать, что, разбогатев, человек уже не хочет подвергать себя смертельной опасности».

..............