Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
23 февраля 2015, 12:25 • Культура

«Оскар» увяз в толерантности и предсказуемости

"Оскар" увяз в толерантности и предсказуемости

«Оскар» увяз в толерантности и предсказуемости
@ Reuters

Tекст: Александра Маркус

«Левиафан» уступил польскому фильму про холокост, награду за лучший адаптированный сценарий получила лента о трагической судьбе гениального гея, особо отмечены актеры, сыгравшие инвалидов, а действительно выдающийся «Снайпер» Клинта Иствуда зарубили на финише за «ура-патриотизм». По части главных призов неожиданностей также не было, если не считать сюрприза от Эдварда Сноудена.

87-я церемония вручения наград Академии кинематографических искусств и наук закончилась победой картины мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бёрдмен». Лучший фильм года обошел в главных номинациях своего единственного настоящего соперника – «Отрочество» Ричарда Линклейтера. В борьбе же за «Лучший фильм на иностранном языке» «Левиафану» пришлось уступить польской драме о холокосте.

По большому счету работы, претендующие на победу в главной номинации (разумеется, кроме «Отрочества»), сыграли с «Бёрдменом» в поддавки: «Отель «Гранд Будапешт», «Игра в имитацию», «Американский снайпер» и «Одержимость» – это работы не просто разные, а именно что несопоставимые с фаворитами. При этом историческая драма «Сельма» и «Вселенная Стивена Хокинга» – картины пусть и неплохие, но явно претендующие на победы в других номинациях.

Проигнорировали одну из лучших работ в режиссерской карьере великого Клинта Иствуда, которому в мае исполнится 85 лет

Поэтому прогнозы критиков относительно главной награды разделились между основными претендентами – собственно, «Бёрдменом» и «Отрочеством». Правда, «Бёрдмен» незадолго до церемонии в Лос-Анджелесе собрал кинонаграды, которые позволили ленте мексиканского режиссера уверенно надеяться на первый приз. Среди маркеров, которые – по принятой в Голливуде логике – безошибочно предвещали если не победу, то серьезную заявку на нее, и несколько «Золотых глобусов», и «Выбор критиков», и премия Гильдии режиссеров Америки, и многие другие. В российский прокат «Бёрдмен» вышел совсем недавно, и отечественному зрителю еще предстоит оценить все достоинства и недостатки этой драмеди с жирными аллюзиями на «Бэтмена».

Амбициозное же «Отрочество», которое снимали 12 лет с явной заявкой на эпохальное повествование о философии и природе времени, в итоге доедало остатки. Ленту отметили в контексте лучшей женской роли второго плана, которая досталась Патриции Аркетт. Действительно, редкий случай (причем как для документального кино, так и для игрового), когда съемочный процесс не просто затягивается, а ставит своей целью показать, как движется время в кадре. И Аркетт чисто по-женски совершила подвиг: естественно, состариться на камеру под силу далеко не каждой, и было бы странно не отметить такую работу «Оскаром».

Однако и «Бёрдмена» – ироничную картину об актере-неудачнике, который готовится к чуть ли не главной роли в своей жизни, нельзя недооценивать. Помимо тончайшей трагикомичности фильм был снят практически без склеек, за что отдельно отметили «Оскаром» оператора Эммануэля Любецки. Иньярриту также получил приз за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий.

В общем и целом «Оскар» практически со стопроцентным попаданием оправдал прогнозы критиков. 87-я церемония стала одной из самых предсказуемых в истории.

Статуэтки за лучшую мужскую и женскую роли получили актеры, сыгравшие в равной степени трагические истории физической и интеллектуальной деградации человека. В первом случае это Эдди Редмейн – за роль во «Вселенной Стивена Хокинга». В женской лиге лучшей оказалась Джулианна Мур – она получила награду за роль интеллектуалки, страдающей прогрессирующей болезнью Альцгеймера. Мировая пресса практически единодушно констатировала, что конкурентов у Мур просто нет – такой год. И ее работа слишком яркая и по-своему (по-актерски) героическая, чтобы обойти вниманием, и остальные слишком формальные, номинированные будто «для комплекта». Что до Редмейна, сумевшего отобразить погружение великого ученого в инвалидность, обойти его в гонке за «Оскаром» мог бы Бенедикт Камбербэтч, также сыгравший ученого тяжелой судьбы – одного из пионеров кибернетики и гениального английского криптографа Алана Тьюринга, но киноакадемики, видимо, решили, что у Камбербэтча еще все впереди, а то, что он хорошо умеет играть гениальных социопатов, и так всем известно (см. сериал «Шерлок»).

Зато «Игра в имитацию» получила свой «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий», хотя как раз не факт, что сценарий в этой истории и впрямь лучшее: как его ни крути, он довольно синтетический. Все же история жизни Тьюринга обошла и Джейсона Хола со «Снайпером», и «Одержимость», и «Вселенную Стивена Хокинга».

Лучшим актером второго плана стал Джей Кей Симмонс, отличившийся своими обсценными монологами в «Одержимости». Эту музыкальную драму отметили также за лучший звук и лучший монтаж.

В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» «Левиафану» пришлось уступить польской драме о холокосте «Ида». Несмотря на приблизительную схожесть гуманистического пафоса этих картин, лента Павла Павликовского заручилась большим интересом как киноакадемиков, так и СМИ, благо тема холокоста с точки зрения экспорта до сих пор работает почти без осечек, и проблемы «маленького человека» из российской глубинки ей явно не конкурент.

Зато свою статуэтку как критерий интереса не только кинообщественности завоевала лента Лоры Пойтрас о бывшем сотруднике американских спецслужб Эдварде Сноудене «Гражданин четыре» – она была признана лучшей документальной картиной. Все-таки Голливуд в американских прериях – та еще оппозиционная фронда, и если есть возможность «вставить шпильку» федеральному правительству, то вставит обязательно. В том числе и поэтому мало кто верил в успех «Снайпера» – одной из лучших работ в режиссерской карьере великого Клинта Иствуда, которому в мае исполнится 85 лет: многие критики нашли «Снайпера» слишком «ура-патриотичным» для преимущественно либеральной Академии (тут стоит напомнить, что Иствуд – один из немногих режиссеров-республиканцев на «фабрике грез»).

А вот пряничная детективная история «Отель «Гранд Будапешт» совершенно справедливо завоевала сразу четыре статуэтки, пусть и второстепенные, но во всех смыслах заслуженные: за костюмы, грим, саундтрек и декорации. В сущности, «Гранд Будапешт» вполне мог бы составить здоровую конкуренцию «Игре в имитацию» в борьбе за лучший адаптированный сценарий, однако у показательно толерантной «Имитации» (Тьюринг стал одной из жертв борьбы с гомосексуализмом тогда, когда с ним в Британии еще боролись) особых заслуг по части визуального ряда просто нет. При этом не отметить картину, затрагивающую тему «гениальных-не-таких», было бы для западного мира просто оскорбительно.

В сухом остатке: «Оскар» становится все более и более предсказуемым. В прошлом году все ключевые статуэтки также попали в руки в соответствии с прогнозами критиков. Создается впечатление, что академики вняли критике и перестали «оригинальничать». По закону подлости от критики их это не избавило, просто ругать стали за предсказуемость. Будет ли найден баланс, покажет время. В любом случае, несмотря на ежегодное поступательное охаивание, «Оскар» был и остается одной из самых рейтинговых церемоний в мировой истории шоу и самой престижной кинонаградой на планете. Нравится нам это или нет.

..............