Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

82 комментария
5 августа 2008, 16:30 • Портфель

Смежили очи гении

Страна прощается с Александром Солженицыным

Смежили очи гении
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Юлия Бурмистрова

Во вторник страна прощается с Александром Исаевичем Солженицыным. С раннего утра, несмотря на затяжной ливень и хмурую погоду, к высотке Академии наук на Ленинском проспекте подходили люди, чтобы занять очередь, обвивающую посеревшее от дождя здание. Они идут со стороны Новоандреевского моста, подгоняемые холодным речным ветром, они идут нестройными рядами со стороны метро, приезжают на автомобилях и автобусах.

Уже при выходе со станции «Ленинский проспект» были заметны группы людей, задумчиво спешивших на другую сторону улицы, где начинались кордоны и милицейское оцепление.

Шли и шли под зонтами, терпеливо ждали возможности попасть внутрь, мерзли и мокли. Шли и мокли. Мокли и шли.

Мраморные колонны ритуального зала обтянуты черным. В центре – гроб на постаменте, за ним – большой портрет Александра Исаевича, вокруг множество венков, негромко играет классическая музыка.

Люди заходят молча, неторопливо. Мысленно как бы привставая на цыпочки.

Воздух наполнен цветочным ароматом – так много уже принесли цветов. Когда цветов у подножия гроба становится слишком много и их некуда складывать, солдаты в белых перчатках собирают букеты в черную ткань и относят за постамент.

С правой стороны от гроба стоят родные и близкие Александра Исаевича.

Вдова Наталья Дмитриевна, сыновья Степан и Игнат, внуки. Мужественно, без слез, они стояли не шелохнувшись, как солдаты. Но если караул у гроба меняют каждые полчаса, то их некому заменить. Что поддерживает их, что дает силы?

Время от времени Наталья Дмитриевна подходит к гробу, долго смотрит на лицо, поправляет без того идеально сидящий костюм, склоняя к телу мужа непокорную седую челку. И делает шаг назад.

В отличие от Галины Вишневской, надевшей на похороны Мстислава Ростроповича большие непроницаемо черные очки, Наталья Дмитриевна глаз своих не скрывает. Не актриса.

По очереди подводят детей – внуков писателя. Мальчика берут на руки, чтобы он мог еще раз посмотреть на деда. Малыш гладит восковой лоб и начинает плакать. Девочка крестится несколько раз, потом крестит деда и обнимает братика.

В 11.00 внутрь зала впускают телевизионные группы, минут через пятнадцать запускают людей. Одним из первых пришел проститься с писателем премьер-министр РФ Владимир Путин, члены правительства, представители власти.

У траурной тумбы появляются всё новые и новые венки. Владимир Путин торжественно подходит с выражением соболезнования к сыновьям писателя, Игнату и Степану, жмет им руки, целует вдову.

По одному, сохраняя расстояние скорби, к гробу подходят люди. Кто-то кладет цветы, кто-то дотрагивается до гроба, замирая на секунду. Мятый человек средних лет, когда подошла его очередь, подошел, постоял и вдруг с таким отчаяньем махнул рукой и громко спросил: «Зачем?» Еще раз махнул и торопливо, почти бегом ушел.

Раз в полчаса в зал входит шеренга караула. Неслышно, словно скользя, они шагают, высоко поднимая ноги. Незаметно, отработанными движениями, сменяют друг друга. Четыре солдата стоят в карауле у гроба Солженицына, четыре угла закрывают. А в голову лезут мысли о том, как другие солдаты сторожили упеченного в лагеря зека Солженицына.

Людской поток не иссякает.

Уходят искать уже третий стол для цветов. Выражают соболезнования семье, друг другу. В коридоре, который ведет на выход, несколько человек плачут и никак не могут уйти.

..............