Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.
10 комментариевА они еще живы?
Фильм-концерт в кинопрокате становится явлением если и не рядовым, то вполне привычным. Только за последнее время в залах кинотеатров можно было увидеть и видеоверсию концерта «U2», и весьма специфическое, но в основе своей все же концертное видео Ренаты Литвиновой «Зеленый театр в Земфире*».
«Да будет свет» – опус живого классика американского кино Мартина Скорсезе, но по формату это тот же фильм-концерт с характерными перебивками фрагментами интервью, архивными материалами и закадровыми эпизодами, разбавляющими основное действо, происходящее на эстрадной площадке.
Вип-премьера
В финале Скорсезе дает знак рукой – и камера взлетает над городом, в небо, где уже светится узнаваемая эмблема с высунутым языком…
В данном случае речь идет о двух концертах, которые «Роллинги» дали в 2006-м в Нью-Йорке. Рокеров приветствовали бывшие президенты США и Польши Билл Клинтон и Александр Квасьневский (по поводу первого Мик Джаггер даже отпустил шуточку, что, мол, пообщавшись с Клинтоном, он разБУШевался), а на сцену вместе с живыми легендами выходили и исполняли дуэты Джек Уайт, Бадди Гай и даже Кристина Агилера.
В российском прокате фильм Скорсезе, открывавший последний Берлинский кинофестиваль, пойдет в оригинальном варианте (с русскими субтитрами). Но за две недели до того честь оказаться в числе первых его зрителей была предоставлена звездам российским, от солистов «Би–2» и Гарика Сукачева до Валерия Сюткина и музыкантов групп «Фабрика» и «Корни».
«Ну, за «Роллинг Стоунз!» – чокались в зале рок-фанаты, чтобы затем сподручнее было подпевать знакомым хитам и кричать после каждой песни «У-у!» Примерно та же картина наблюдалась и на сеансах «Зеленого театра в Земфире*» Ренаты Литвиновой, но Земфира всё-таки – звезда сегодняшнего дня, тогда как «Роллинг стоунз» – известный, конечно, бренд, но всё-таки уже из разряда ретро.
Тем не менее, поклонников «Роллинг стоунз» среди представителей российской рок- и поп-тусовки набралось на удивление много, но главное – публика, и «звездная», и попроще, пребывала в состоянии, как если бы пришла на концерт, а не в кино.
Однако «Да будет свет» – всё же фильм, и фильм, сделанный режиссером-мастером, для которого задача просто запечатлеть выступление группы, пусть и любимой (а Скорсезе является многолетним фанатом «Роллингов»), была бы слишком банальной и мелкой.
Вот совсем молодой (и довольно симпатичный по сравнению с нынешним страшилой) гитарист Кит Ричардс отвечает на вопрос, сколько уже существует группа (видимо, это одно из первых интервью для него): «Два года». И уточняет: «Мы думали, что и столько не протянем».
Вот спустя несколько лет уже сам Мик Джаггер пытается разобраться, сколько еще они смогут существовать как «Роллинг Стоунз».
Они поют, он воспевает
- Сложности U2 в России
- Вадим Пономарев: Зачем Земфире Рената Литвинова?
- «Роллинг Стоунз»: последнее мировое турне?
- Иногда они возвращаются
Скорсезе заворожен, помимо музыки, самим фактом долгожительства «Роллинг Стоунз». Ему этот факт представляется неким чудом, которое он вроде бы и пытается объяснить, но в конце концов оставляет попытки и просто любуется фантастическим зрелищем. А в финале дает знак рукой – и камера взлетает над городом, в небо, где уже светится узнаваемая эмблема с высунутым языком.
Этот взгляд – снизу вверх – проходит через весь фильм. На публику, которая присутствует в зале, камера обращает внимание лишь ближе к финалу концерта, да и то без особого интереса. Если режиссеру здесь интересно что-то помимо «Роллинг Стоунз» – то это его собственная работа, тяжелая и нервная.
Попутно Скорсезе делает героем картины и себя любимого, намекая, как сложно снять кино на основе концерта. Действительно – в работе было задействовано 16 одновременно работающих камер, сценарист и операторы фильма – сплошь оскароносцы, да и сам Скорсезе не случайно на съемочную площадку забежал.
Он пытается всё организовать, кричит, срывая голос, требует порядковый список песен и хочет знать, где кто в какой момент должен быть – но всё равно выходит не по плану.
Ну, так ведь всё-таки не ради собственного тщеславия, а ради любимой группы. Они поют, он их воспевает. Разве что для придания продукции «товарного вида» вставляет время от времени пару шуточек. Типа «Если будет стоять под таким светом – он сгорит». – «Да, мы не можем спалить Мика Джаггера».
Не все, однако, способны разделить энтузиазм и восторг режиссера. Не люблю, когда в качестве «гласа народа» приводят детей, но тут не могу удержаться от соблазна.
«А они еще живы?» – спросил сидящий у меня за спиной «звездный» ребенок. «Им сейчас всем уже за 60», – ответил папа. И этот ответ можно трактовать и как отрицательный, и как утвердительный.
Хотя Скорсезе строго настаивает на последнем.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом