Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариевИнгрид Бергман: виражи судьбы
Бергман – «пятно на флаге страны»
Она умерла в свой день рождения. В этот же день, когда ей исполнилось 33, она встретила кинорежиссера Роберто Росселини, и ее жизнь круто изменилась. Их роман вызвал даже дебаты в конгрессе США.
Дело дошло до того, что было предложено изменить американские законы, ввести лицензирование кинопродукции и организовать комиссию по контролю моральных устоев. Ведь те актрисы, которыми восхищаются миллионы простых американок, подают дурной пример своим аморальным поведением! Бергман, оказывается, ни много ни мало – «пятно на флаге страны»!
Она играла и безработных, и проституток. Ее предупреждали: «Можете погубить свою карьеру, если будете всё время разной», – ее это не останавливало
Такое дико читать, но для Америки 50-х это было вполне в духе времени. Сравните с теперешними новостями – бракоразводные процессы знаменитостей лишь прибавляют им популярности. Да и не была Ингрид Бергман американкой, всю жизнь она оставалась шведской подданной, но она стала настолько «своей» в Голливуде, ее образ был настолько востребован и полюблен публикой, что развод с мужем и роман с Росселини едва не поставили жирный крест на ее актерской карьере.
В Голливуд она попала, став самой популярной шведской киноактрисой. До того – королевский драмтеатр, дебютные роли в кино. Наверное, в выборе профессии сказалось увлечение ее отца, который израсходовал сотни метров пленки, снимая дочь на любительскую камеру и предлагая ей разыгрывать мини-спектакли.
Самым известным ее фильмом был «Интермеццо» – немудреная лента о любви учительницы музыки к великому скрипачу. Римейк этого фильма и решил сделать в Америке знаменитый продюсер Дэвид Селзник и, недолго думая, пригласил на ту же роль ту же актрису – очень по-американски.
Надо отметить, что Голливуд остро нуждался в смене имиджа главных героинь. Хищные, алчные и чувственные стервы а-ля Бетт Дэвис уже порядком приелись, и требовались какие-то новые веяния. Скандинавия традиционно была поставщиком кадров для Голливуда, стоит вспомнить хотя бы потрясающий успех Греты Гарбо. Требовалось нечто в этом же роде: арийская внешность, пышущая здоровьем красотка, трогательная и невинная.
Ингрид Бергман чудесно укладывалась в этот стереотип. Ее главные роли успешно эксплуатируют именно наивность героини и ее неприспособленность к выпавшим на ее долю тяжелым испытаниям, которые она, обнаружив в своем характере скрытые резервы, преодолевает, несмотря ни на что. Таковые ее роли в фильмах Хичкока «Завороженный», «Дурная слава», «Под знаком Козерога». Хичкок всегда любил снимать в своих лентах роскошных блондинок, с которыми происходили крайне неприятные вещи, и Бергман навсегда вошла в хичкоковский пантеон.
- Нестареющий выпускник
- Три жизни Шварценеггера
- Николсон отмечает юбилей
- Главная блондинка планеты
Самая известная ее роль – в «Касабланке» в паре с Хэмфри Богартом. Романтическая любовная история на краю цивилизации, нацистская оккупация, борьба между чувством и долгом – всё это сыграно Бергман так, как будто она просто припоминает происходившие с ней в реальности события.
Вторая знаменитая роль – в триллере «Газовый свет». Наивная жертва, шаг за шагом узнающая страшную правду и находящая в себе силы противостоять злу, – эта роль как будто специально написана для Ингрид Бергман, за нее она и получила очередного «Оскара».
Следует отметить, что в выборе ролей Бергман иногда рисковала. Снималась она много, не брезгуя проходными картинами, которые какое-то время держались в прокате лишь благодаря ее участию. И выбранный для нее продюсерами имидж явно начинал тяготить актрису. Она играла и безработных, и проституток. Ее предупреждали: «Можете погубить свою карьеру, если будете всё время разной», – ее это не останавливало.
Дважды войти в ту же реку
Бергман была замужем, брак казался удачным, но каким-то пресным |
Карьера действительно чуть не была загублена, но по личным обстоятельствам. Бергман была замужем, брак казался удачным, но каким-то пресным. Сначала ей, наверное, действительно хватало домашнего уюта – ведь в детстве она теряла всех, кого любила, одного за другим: сначала умерли родители, потом тетя, у которой она воспитывалась.
Переезд вместе с мужем в Голливуд и счастливую семейную жизнь нарушила встреча с итальянским режиссером Роберто Росселини, у которого Бергман захотела сниматься. Росселини был странным творцом. Снимавший жесткие и бескомпромиссные неореалистические фильмы «Рим – открытый город», «Германия, год нулевой», в жизни он был известным повесой и плейбоем.
Бергман уходит к Росселини, переезжает к нему в Италию. Он ставит условие, что она снимается только у него, и Бергман приходится отказывать таким мэтрам, как Феллини и Висконти. Несколько фильмов Росселини с ее участием не имеют коммерческого успеха, и кажется, что звезда Бергман потихоньку клонится к закату.
Брак распался, Ингрид снова возвращается в Америку, где ее фильмы так недавно бойкотировали, и в 1956 году получает третьего «Оскара» за роль в фильме «Анастасия» – романтизированной биографии псевдокняжны, якобы чудом спасшейся от большевиков. Этот сюжет становится «бродячим», по его канве уже сняты несколько фильмов и даже анимация.
Третий брак – тоже недолговечный, но более успешный, чем первые два – соединил её с продюсером Ларсом Шмидтом. По крайней мере это решило финансовые проблемы, столь нетипичные для жизни кинозвезды. А ведь еще в Италии Бергман жаловалась в письмах друзьям, что она стеснена в средствах и не может толком одеть детей.
Ее поздние роли не столь блистательны, как ранние – «Цветок кактуса», «Убийство в Восточном экспрессе», актриса много времени теперь отдает театру, ежегодно участвуя в новой постановке.
Уже в конце 70-х ее приглашает Ингмар Бергман в «Осеннюю сонату» – жесткий фильм о семейных трениях, мести, неразделенной и требовательной любви. Она играет известную стареющую пианистку, которая приезжает в гости к дочери, и та выставляет ей своего рода «счет» за всё, чего она была лишена из-за творческого эгоизма матери.
Удивительная судьба – неожиданный взлет американской карьеры, обструкция на грани травли, триумфальное возвращение к зрителям. Каждый настоящий актер – как и любой творец – меняет контекст культуры. С его появлением ее ландшафт меняется бесповоротно и уже непредставим без – в нашем случае – Ингрид Бергман.