Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

82 комментария
9 сентября 2006, 16:45 • Культура

Оранжевый шарфик вместо розовых рюшечек

Книга недели: «Оранжевая принцесса Тимошенко»

Оранжевый шарфик вместо розовых рюшечек

Tекст: Дмитрий Бирюков

Когда-то я очень любил читать книги из серии «Жизнь замечательных людей», сейчас тоже люблю. Подкупает стремление автора показать переплетение личной судьбы человека (казалось бы, такого простого, которого мы можем встретить на улице любого города), исторических событий, перевернувших мир, в коих этот замечательный персонаж оказался замешан (и не просто замешан, а сыграл главную, определяющую роль), и общего жизненного фона, описания тех мест и того времени, где герой документальных романов жил, творил и становился из простого человека замечательным.

Именно эти ощущения появились у меня с первых же страниц книги об «оранжевой принцессе», а точнее, о королеве украинской политической сцены Юлии Тимошенко.

Не мужское это дело – политика?

Обложка книги Д. Попова и И. Мильштейна «Оранжевая принцесса. Загадка Юлии Тимошенко»
Обложка книги Д. Попова и И. Мильштейна «Оранжевая принцесса. Загадка Юлии Тимошенко»
В лучших традициях ЖЗЛ здесь вперемежку идут события политической истории Украины, вернее, закулисной ее части – интриг, ссор и примирений, частной жизни героини и ее переживаний в данный момент повествования.

Это мы видим в первой же главе, когда украинская Жанна д'Арк пытается не впасть в отчаяние в темной тюремной камере, что постоянно сменяется ее же воспоминаниями о том, по каким причинам она здесь оказалась.

Авторы не просто наполняют повествование личными моментами жизни «железной леди Майдана», которая на самом деле оказывается тонким, ранимым существом. Они привносят в биографию Тимошенко изящный эротизм.

Вот она в камере, одна, хрупкая и красивая женщина («Вспоминала, как пять лет назад уже сидела в тюрьме – полуголая и по щиколотку в воде»). А вот и ее политические победы, на деле оказывающиеся победами над окружающими ее политиками-мужчинами («За каждым – черные деньги, которые отмываются в банях. Она ненавидит эти заведения, где старые, обрюзгшие голые мужчины решают судьбы страны. А ей путь в потное мужское закулисье власти был закрыт навсегда»).

Вот она появляется на деловой встрече в короткой юбке. Акцент на том, что перед нами не просто политический лидер, а изысканная леди, силен, но всегда оказывается уместен.

Но, помимо указания на женскую красоту своей героини, авторы не забывают и о других ее достоинствах. Они обожают Тимошенко, идеализируют ее, они бы и рады изобразить ее примерной ученицей советской школы в Днепропетровске, но времена уже не те, нужно еще и показать ее современность, – а как же иначе она могла бы стать лидером?

Отрывок из школьного сочинения Тимошенко: «Люблю музыку Баха, Моцарта, Штрауса. А также современные группы – «Битлз», «Манфред Мэн», «Лед Зеппелин» и другие». Она не «зубрилка», она самодостаточна, умна и целеустремленна, вот что хотят показать авторы.

Не мужское это дело – литература?

Юлия Тимошенко
Юлия Тимошенко
Нужно отдать должное авторам, отметить то, как они вживаются в образ своей героини.

Авторы-мужчины написали свой текст исключительно женским языком. Невольно задаешь себе вопрос, а может быть, это рассказ самой Юлии Владимировны, а Попов и Мильштейн просто выполняли функцию секретарей, стучали по клавиатуре под диктовку и расставляли запятые?

Посмотрите сами: «Еще был такой смешной мужчина – Рем Иванович Вяхирев. Всесильный глава московского Газпрома, с лицом, похожим на свежевыпеченную булочку». Может мужик такой пассаж выдать? По-моему, нет…

Все со слов самой Тимошенко, не иначе.

Названия глав книги подошли бы для бестселлеров от Дарьи Донцовой или Яна Флеминга: «Юность серого цвета», «Мини-юбка для динозавра», «Двое в лодке, не считая Кучмы», ««Бьюти» спасет мир».

Вот такая получается украинская суперледи, противостоящая украинскому же мировому злу и в конце концов оказывающаяся победителем.

Да, это «железная леди», которую не сломить: «Несмотря на всю тяжесть предстоящей борьбы, Юлия Тимошенко при каждом удобном случае демонстрировала переполнявшую ее энергию и оптимизм: «Кучма чувствует, что я – его политическая погибель. И правильно чувствует!»

Но все же авторы не забывают, что нам, читателям, нужно представить хрупкую и прекрасную даму, причем по-женски и представить. Вот как они описывают любовь и замужество будущей леди Ю.: «Важно было, чтобы мальчик Саша, ее первая большая любовь, родился в элитной по советским меркам семье? …Врать нечего: для красивой девушки из нищей советской семьи такой брак был выгодным. Однако она бы не вышла замуж, если бы Саша был ее чужим».

Воистину иногда кажется, что текст был подготовлен даже не для серии ЖЗЛ, а для телепередачи Оксаны Пушкиной «Женский взгляд», ее голос и слышится, когда читаешь книгу.

..............