Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
17 комментариевПольза ретроспекции
Когда художник, проживший много лет за рубежом, возвращается на родину, это всегда необычно. Думаешь, чего ему там не сидится, в волшебном закордонье, где и пиво вкуснее, и люди в массе своей приветливее. Тоску по березкам на пригорке достойной причиной для возвращения считать не принято. И когда понимаешь, что не в пресловутых березках тут дело, волей-неволей задумаешься: а чего тут вообще можно забыть художнику, в этой-то «немытой России»?
Вот Александр Джикия вернулся, и язык не повернется сказать, что хуже быть плотником в нью-йоркском Музее Гуггенхайма или преподавать дизайн в турецком университете, чем пить водку с медведями. Вероятно, фраза Путина: «Если мозги утекают, значит они есть» – обретает свой смысл в интерпретации: «Если человек уезжает, значит у него есть мозги». Ну а если он после этого возвращается… тут уже начинается terra incognita, это за пределами разумения.
Работа с выставки Ирины Затуловской под названием «И. З. Классики» |
Джикия уехал десять лет назад, и теперь в галерее Artplay проходит его ретроспективная выставка. Не случайно рисунки 1996 года выделены в отдельную часть экспозиции: для того чтобы восстановить разорванный отрезок, необходим последний его нетронутый кусок. Джикия – архитектор, фотограф, график, иллюстратор. Его рисунки разнородны, они могут вызывать самые разные эмоции. Наверное, лучше всего рисунки характеризует полнейшая самодостаточность – они вбирают в себя весь сюжет и подчиняют себе контекст, в который заключены.
На «Арт-Стрелке» – новая серия выставок. Особо следует выделить «Телекожу» Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина в electroboutique ViewStation. Каждый проект Чернышева только на первый взгляд – ничего особенного, оставляет, что называется, приятное послевкусие. В центре внимания – реальность, создаваемая СМИ, диктат массмедиа и средства борьбы с этим диктатом. На сей раз художники, уверившись в том, что с медийным неототалитаризмом уже ничего не поделаешь, решили хотя бы сменить его интерфейс.
Телевизионная картинка в «Телекоже» не меняется – передача как транслировалась, так и транслируется. Ведь переключая телевизор с канала на канал, мы ничего не меняем, так как все равно продолжаем смотреть в ящик. Зато у Чернышева и Шульгина каждый зритель, подобно смене скина компьютерного плеера, может с помощью пульта изменить «кожу» самого телевизора, а значит, превратить zapping в креативный процесс.
Тем, кому игры с медиа кажутся слишком отвлеченными, стоит сходить в Музей архитектуры имени Щусева – там недавно открылась выставка Ирины Затуловской под названием «И. З. Классики». В том, что художник рисует поэтов и писателей, нет совершенно ничего необычного; необычно то, как делает это Затуловская. Для каждого художника выбран особый материал, особо ему соответствующий: Хармс появляется на шахматной доске, Шаламов – на старом кровельном железе, Бродский – на дереве etc. На первом плане остается материал, на который зритель (подобно тому, как художник кладет краску) накладывает собственные впечатления об авторе. Получается очень трогательно, по-доброму старомодно.