Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариевКонцептуализм атакует
Репринт журнала «А – Я» в последнее время никак не хочет отправляться обратно, на свое законное место в книжном шкафу. «А - Я» издавался в 70-80-х за рубежом и рассказывал о наиболее актуальных на тот момент советских неофициальных художниках. Безумно качественный (с текстовой точки зрения, разумеется), этот журнал на протяжении долгого времени был единственным изданием подобного рода. Именно он транслировал первые высказывания наших художников и теоретиков искусства - ныне безусловных классиков.
Толстая белая книжица номеров «А - Я» никак не хочет угомониться, что, впрочем, неудивительно – выставки ее героев следуют одна за другой, едва ли не в строгой последовательности. В первом «А - Я» есть интервью с Эриком Булатовым – не так давно в Третьяковке на Крымском Валу открылась его ретроспектива. Следом идет материал о Франциско Инфантэ – пожалуйста, «Артефакты» Инфантэ и Нонны Горюновой, его жены и соавтора, представляет Московский музей современного искусства.
Инфантэ-Горюнова. Очаги Искривленного Поостранства |
Вообще приятно, когда по прошествии многих лет взгляды художника на искусство остаются одними и теми же. Это вызывает уважение. Изменились исследуемые автором проблемы, в ходу уже другой набор тем, но некая общая составляющая – прежняя. В конце 70-х – начале 80-х была очень востребована тема взаимоотношения жизни и искусства. Трудно с ходу назвать кого-то, кто не сделал что-нибудь об этом – я имею в виду не только советских художников. Однако позиция Инфантэ принадлежала к числу не слишком распространенных. По его мнению, современное искусство несколько утеряло свою мистериальность, вместе с водой выплескивают и ребенка. А ведь процесс создания объекта – ритуал, равно как является ритуалом перформанс.
В этом смысле Инфантэ и Горюнова являются едва ли не самыми романтическими из всех московских концептуалистов. Проблема документации акций (например, вопрос ее достаточности) решается Инфантэ просто – документация вполне самодостаточна, по крайней мере, для зрителя. Возможно, именно поэтому современному зрителю, не осведомленному о теоретических прениях, так приятно рассматривать работы Инфантэ – Горюновой.
Игорь Шелковский, чья выставка открылась в галерее «Файн Арт», тоже имеет к журналу «А – Я» самое непосредственное отношение. Потому что он был одним из основателей журнала и, на протяжении всех лет существования «А – Я», его редактором. Шелковский эмигрировал во Францию еще в 1976-м, а потому больше известен на Западе, чем в нашей стране. Первая персональная выставка Шелковского в России прошла только в 2003 году в той же «Файн Арт». На нынешней выставке (третьей по счету) представлена живопись художника, его скульптура и архитектурные проекты.
Игорь и Светлана Копыстянские, чья выставка сейчас проходит в Государственном центре современного искусства, тоже могли бы оказаться на страницах «А - Я». В любом случае, их принадлежность к «московскому романтическому» вполне очевидна. «Розовое и белое» Копыстянских - новая видеоинсталляция, совсем недавно демонстрировалась в лондонской Lisson Gallery. В основе – восемь «случаев» Даниила Хармса. Основываясь на символизме цветов и киноаллюзиях, Копыстянские создают своеобразный видеоколлаж, полный пространственных парадоксов и смещений во времени.