Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
9 сентября 2015, 19:20 • Авторские колонки

Петр Акопов: Зачем Бастрыкин рассказал о чеченском прошлом Яценюка

Петр Акопов: Зачем Бастрыкин рассказал о чеченском прошлом Яценюка
@ Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

Tекст: Петр Акопов

Интервью главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина правительственной «Российской газете» войдет в учебники по пропаганде, пиару и журналистике.

Вечером во вторник издание опубликовало огромную беседу с главным следователем страны под заголовком «Список Бастрыкина», специально посвященную уголовным делам, связанным с Украиной. Там было много чего интересного – и про Савченко, и про уголовные дела в отношении ряда видных деятелей незалежной, таких как Аваков, Гелетей, Мужечко, Коломойский. Но бомбой стали последние слова – то, чем завершается интервью.

Расчет был на то, что пресса подхватит и додумает все сама – и он полностью оправдался

Бастрыкин рассказывал о том, что «большая часть лидеров правых национал-радикальных движений, участвовавших в феврале 2014 года в антиконституционном перевороте на Украине, в свое время воевала в Чечне на стороне незаконных бандформирований, а до этого принимала участие в конфликтах в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Южной Осетии и других горячих точках», и «именно там они приобрели опыт ведения не только боевых действий, но и идеологической войны, который умело применили для дестабилизации политической обстановки на Украине».

Упомянул о том, что в материалах дела есть видеозапись интервью одного из лидеров украинского радикал-националистического движения УНА-УНСО* Александра Музычко по кличке Сашко Билый, которое он дал в Чечне еще в начале 90-х годов: «Если мы переживем эту войну, то нам вообще нечего бояться... мы придем и наведем порядок у себя на Украине», добавив, что «так и произошло», «вернулись... и навели «порядок», уже унесший жизни тысяч людей». Дальше корреспондент спрашивает у главы СК – если интервью было очным, а не письменным: «Можете ли вы назвать других лиц, к которым у следствия есть вопросы в связи с участием в вооруженных конфликтах в Чечне и на Украине?»

И Бастрыкин начинает перечисление «наиболее одиозных фигур, которые сейчас «украшают» пьедестал украинского политического Олимпа» – называет нескольких человек, начиная с главы УНА-УНСО Дмитрия Корчинского и Дмитрия Яроша и заканчивая Олегом Тягнибоком. Дает им характеристики, называет их нынешние должности, добавляя, что все они объявлены Россией в международный розыск, потому что «обвиняются в участии в преступлениях, совершенных в отношении военнослужащих российских Вооруженных сил и внутренних войск МВД России в ходе контртеррористической операции, проводимой на территории Чеченской Республики в период 1994–1995 годов». После чего добавляет:

«Следствием также установлено, что в эти же годы вместе с ними в составе карательного отряда «Арго», а затем «Викинг», руководимого Александром Музычко, против военнослужащих российских Вооруженных сил воевал Арсений Яценюк».

Тут же следует уточняющий вопрос: «Интересный факт, а можно подробнее о нем?» – на который Бастрыкин дает развернутый ответ:

«По данным следствия, Арсений Яценюк участвовал как минимум в двух вооруженных столкновениях, происходивших 31 декабря 1994 года на площади Минутка в городе Грозном и в феврале 1995 года в районе городской больницы № 9 города Грозного, а также в пытках и расстрелах пленных военнослужащих Российской армии в Октябрьском районе города Грозного 7 января 1995 года. По имеющимся у нас сведениям, Арсений Яценюк в числе других активных участников УНА-УНСО в декабре 1995 года награжден высшей наградой Джохара Дудаева «Честь нации» за уничтожение российских военнослужащих. Допрошенные соратники Яценюка характеризуют его как человека образованного, умного, но при этом хитрого и изворотливого, что называется, с малых лет стремящегося к власти и публичности. В начале 1995 года Арсений Яценюк в составе группы журналистов через Грузию вернулся на Украину. В последующем он неоднократно был замечен на съездах и других мероприятиях УНА-УНСО в Киеве».

И тут начинается самое важное – то, как подают это интервью другие СМИ. После появления интервью на сайте газеты начинается форменное светопреставление – практически все российские, а потом и украинские и мировые СМИ выходят с заголовками в духе «Бастрыкин утверждает, что Яценюк воевал в Чечне» и с текстами, в которых утверждается, что глава СК обвинил украинского премьера в пытках и убийствах российских солдат в середине 90-х. Для лучшего усвоения этой мысли читателем тексты украшает фотография украинского премьера.

Читатели в соцсетях недоумевают – одни проклинают Яценюка, другие Бастрыкина, «выдумывающего чушь». Естественно, тут же звучат голоса, что все это как-то не вяжется с биографией главы украинского правительства, который в 1994-м был 20-летним студентом юрфака Черновицкого национального университета и ни в каких связях с радикал-националистами и тем более в поездках на войну в Чечню замечен не был.

И тут масла в огонь подливает еще и LifeNews, который выдает информацию о том, что «показания на известного украинского политического деятеля Арсения Яценюка о его участии в боевых действиях в Чечне дали сразу несколько украинских националистов, находящихся сейчас в СИЗО города Пятигорска, а ранее являвшихся активными членами организации УНА-УНСО», и называет даже имена двоих из них: Станислав Клых и Николай Карпюк.

Шум нарастает и скандал усиливается – из Киева отвечают бранью, Аваков называет Бастрыкина параноиком, а потом и сам Яценюк заявляет, что «это клинический диагноз российской власти: сталинское правосудие, замешанное на геббельсовской пропаганде и подтвержденное-подписанное Владимиром Путиным».

СМИ и публика между тем продолжают пребывать в растерянности – и пресса пытается выяснить подробности в Кремле, где получает из уст Пескова такой комментарий: «пока Следственный комитет работает, и подобные заявления не бывают голословными. До того, как комитет завершил работу и представил оформленное соответствующим образом решение, наверное, на данном этапе преждевременно давать какие-то комментарии».

Тупик в головах толкователей реальности – одни с умным видом анализируют то, как Москва помогает Порошенко избавиться от Яценюка (на Украине и в самом деле обострилась схватка за премьерский пост), другие поднимают архивы времен «первой чеченской», третьи рассуждают о пытках, под которыми были выбиты из Клыха и Карпюка показания на украинского премьера. И почти никто не задается простым вопросом – а из-за чего, собственно, начался весь шум?

Из-за интервью Бастрыкина? Да – но только после того, как практически все СМИ черным по белому написали, что глава СК обвиняет украинского премьера. Но в интервью «Российской газете» об этом нет ни слова – Бастрыкин говорит о члене УНА-УНСО Арсении Яценюке, воевавшем в Чечне. Он ни разу не говорит о том, что это нынешний премьер-министр. Все утверждения о том, что глава СК имеет в виду премьер-министра Украины, на совести СМИ – и никого больше.

То есть пресса сама раздула сенсацию, запутала публику и теперь пытается найти ответы на вопросы, которых нет. Да, нет – при внимательном чтении интервью (а это вроде бы и должен делать журналист, который дает в своем СМИ изложение чьего-либо высказывания в интервью другому изданию) становится понятно, что в нем содержится вполне четкий переход от перечисления видных действующих украинских политиков, обвиняемых в участии в войне в Чечне, к истории с неким Арсением Яценюком, которого Бастрыкин ни разу не называет по нынешней должности.

К тому же несложно сопоставить и еще две вещи. Известную всем биографию премьер-министра и то, что никогда за почти пятнадцатилетний срок его пребывания на видных ролях в украинской политике и участия в различных выборах никто и никогда даже не намекал на близость Яценюка к УНА и его «чеченский опыт» – что совершенно невозможно себе представить в том случае, если бы у этого были хоть какие-то реальные основания.

То есть речь идет не о премьер-министре Украины, а о его полном тезке – мало ли на Украине Яценюков. Можно предположить, что не так давно в ходе допросов Клыха и Карпюка в Пятигорске они давали показания о том, кто из жителей Украины вместе с ними воевал в Чечне – и всплыла фамилия Яценюка. И сами обвиняемые, и следователи, естественно, понимали, что речь идет вовсе не о нынешнем украинском премьере. Скорее всего, некоторое время назад с показаниями Клыха и Карпюка ознакомили Бастрыкина – и у него самого или его сотрудников возникла идея предать огласке эту информацию. Но как?

История потенциально медийно громкая – вот ее и решили разыграть по полной, то есть не пресс-релизом СК, а через выступление Бастрыкина в прессе. Подошла очередь очередного статусного интервью, тем более посвященного исключительно украинской теме – и в ходе него и было рассказано об Арсении Яценюке. Расчет был на то, что пресса подхватит и додумает все сама – и он полностью оправдался. Даже с лихвой.

Глупая, недостойная высокопоставленного чиновника выходка? Да нет, почему – Бастрыкин просто хотел, что называется, потроллить Яценюка, поиздеваться над человеком, который стал одним из вождей русофобского режима на Украине и которому всюду видится «российская агрессия». Пускай воюющий с Россией премьер и рассказ про своего тезку примет на свой счет. Конечно, издеваться нехорошо – но на войне как на войне, пусть и на информационной.

При этом пресса может пенять только сама на себя – Бастрыкин просто использовал тот же прием, который вовсю применяет желтая, а зачастую и «качественная» пресса. Например, совсем недавно, в конце августа, СМИ облетела новость, которую даже сайт ВГТРК «Вести.ру» подавал под заголовком «Дмитрий Анатольевич Медведев рукоположен в диаконы РПЦ». Речь шла о полном тезке премьера из подмосковной деревни Новофрязино – но понятно, что расчет был именно на то, что удивленный читатель нажмет на заголовок новости, чтобы узнать, в чем дело. Похохмили, чего не сделаешь ради дополнительных кликов.

Так и Бастрыкин – но вот только ему через историю с Яценюком удалось привлечь внимание не к сайту «Российской газеты», а к теме преступлений украинских боевиков, ставших теперь частью тамошней «элиты», что в Чечне 90-х, что на нынешней Украине. Учитесь у профессора, как нужно использовать технологии информационного боя.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

365 голосов
63 голоса

..............