Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
11 сентября 2013, 09:00 • Авторские колонки

Кирилл Мартынов: Айфон для бедных

Кирилл Мартынов: Айфон для бедных

Презентация нового iPhone обрушила акции Apple. Конец технологического лидерства корпорации может совпасть с разрушением мифа о бренде Apple как синониме стиля и успеха.

Главная новость нынешней недели в мире – это вовсе не события в Сирии, но выход нового iPhone. За последние шесть лет компания Apple приучила покупателей и рынки ориентироваться на это событие как на своеобразный эталон для самых разных вещей и процессов. В айфонах измеряют и консюмеристское счастье удовольствия от обладания самой модной вещью на свете, и скорость технологических инноваций, и развитие мобильных операционных систем и интерфейсов, и, наконец, финансовые показатели Apple и всего рынка гаджетов в целом. Под презентацию iPhone свои линейки готовят конкуренты, а отчаянные фанаты компании заранее закладывают нужную сумму в семейный бюджет, чтобы непременно купить себе свежую игрушку одними из первых, еще до наступления Рождества.

Картина наших сограждан, выстраивающихся в очереди за кредитами на новый телефон в своем желании быть крутыми, становится отличным фоном для нового лозунга Apple: «Маркетинг избавит нас от необходимости думать о технологиях

В нынешнем году детей, можно сказать, лишили подарка. Apple, которая еще год назад считалась инвесторами самой передовой компанией мира, стремительно теряет свои позиции. Презентация новых айфонов – впервые, кстати, именно так, во множественном числе – все еще вызывает гигантский ажиотаж публики. Но прорыва не случилось, причем о том, что его, скорее всего, не будет, было ясно задолго до дня X. Тим Кук, нынешний глава компании, представил публике бюджетный iPhone 5C с начинкой, идентичной прошлогодней модели, но зато в корпусе из разноцветного пластика, а также iPhone 5S в более привычном для Apple исполнении (стекло плюс алюминий). Главные новшества последнего – сканер отпечатков пальцев, быстрая камера, позволяющая записывать видео со скоростью 120 кадров в секунду, а также 64-битный процессор A7. Все это, конечно, не тянет на революцию. И в Apple это прекрасно понимают сами, поэтому гаджет получил промежуточный индекс 5S и айфоном 6 не стал. Впервые такую штуку маркетологи корпорации провернули с iPhone 4S, так что на самом деле перед нами сейчас уже седьмое поколение умных телефонов, придуманных Джобсом.

Главный вывод из презентации состоит в том, что маркетологи окончательно стали главными людьми в Apple, заменив собой инженеров. Вот скажите, какая вам будет польза от 64-битного процессора в телефоне? Скорее всего, вы вообще не знаете, что означает это число и чем 32-битные процессоры хуже. Но зато можно с гордостью смотреть на несчастных владельцев пятых айфонов – тех, которые не «эс», – эти граждане в мгновение превратились из королей жизни в неудачников. Особенно это верно, если вам удалось раздобыть «золотую» версию последнего гаджета Apple. Перед такой роскошью не устоит никто. И это тоже маркетинг: вместо того чтобы продавать людям функциональные вещи, Тим Кук впаривает нам статусное потребление и повод хвастаться перед окружающими тем, как мы неразумно сорим деньгами. Не все разбираются в марках одежды, на автомобиле в здание не въехать, недвижимость на встречу не протащить, а вот «последний айфон» – это универсальный язык, который понимают все и везде. Достанешь такой из кармана, и вот ты уже на празднике жизни. По очевидным экономическим причинам это особенно ярко проявляется в бедных странах, например в России.

Идея презентовать сразу два айфона – для тех, кто победнее, и для тех, кто побогаче, сыграла с Apple дурную шутку. Пластиковый айфон наглядно показал отсутствие у Apple прорывных идей. С одной стороны, желание корпорации продавать больше устройств и конкурировать с Android в сегменте относительно недорогих гаджетов понятно. В конце концов, у Android сейчас 80% рынка смартфонов в мире против 11% у iOS, причем Samsung, например, не стесняется делать на Android гаджеты любого уровня – от дорогих Galaxy IV до дешевых Galaxy Ace. С другой стороны, Apple и так сидит последние годы на гигантском денежном мешке, инвестировать эти деньги компании как-то некуда, так что она сейчас с ожесточением выкупает из публичного обращения собственные акции, уже потратив на эти цели 60 млрд долларов. И вот компания, не имея, очевидно, хорошей тактики, которая позволила бы вернуть wow-эффект смартфонам, не сумев ответить на вопрос о том, что может стать «следующим iPhone» – по аналогии с надеждами Google на их очки, – «идет в народ», предлагая дешево выглядящие устройства из пластика под своим флагманским брендом. Кто теперь разберет, какой у вас айфон? В русском языке различие между 5С и 5S вообще мало кому доступно.

Тим Кук на презентации постарался не слишком привлекать внимание к младшей модели, рассказав вместо этого о том, как много сейчас в мире устройств, работающих на iOS (шутники уже сравнивают новую риторику компании с рекламой «Макдоналдса»). И напрасно, потому что iPhone 5C гораздо любопытнее своего старшего брата. За его пластиковым корпусом скрывается большая гуманитарная катастрофа. Apple, видимо, наконец разглядела тенденцию, которая давно уже существует, в том числе и в России: довольно-таки бедные люди, студенты, бюджетники, безработные покупают себе третьи или четвертые айфоны, чтобы «выглядеть круто». Теперь компания создает для них официальный рынок.

Причем бюджетность там очень условная. В США iPhone 5С с двухлетним контрактом действительно будет продаваться за 99 долларов. Но вот стоимость «чистого» смартфона составит в США уже 549 долларов. То есть в России этот «айфон для бедных» будет стоить от 20 тысяч рублей и выше. Это как раз примерно средний месячный доход жителя нашей страны, что автоматически превращает пластиковый айфон в предмет роскоши. Американец или европеец за свою ежемесячную зарплату мог бы купить, например, отличный домашний кинотеатр. Apple, конечно, не стоит обвинять в том, что в корпорации хотят, чтобы люди в странах третьего мира выкладывали до десятой части годового дохода своей семьи за их продукт, в конце концов, чего еще ждать от капиталистической корпорации. Но картина наших сограждан, выстраивающихся в очереди за кредитами на новый телефон в своем желании быть крутыми, становится отличным фоном для нового лозунга Apple: «Маркетинг избавит нас от необходимости думать о технологиях». Apple больше не технологическая компания, а исключительно продавец грез – в основном для бедных азиатов. И вопрос теперь только в том, захотят ли лояльные покупатели продукции Apple мириться с этим новым положением вещей, пластиковыми айфонами и неизменной в течение многих лет и порядком уже надоевшей iOS.

Что, если отсутствие технологических инноваций у Apple совпадет с разрушением статусного бренда и окончательным превращением iPhone в марку для народа? Пока рынок отреагировал на презентацию Тима Кука очень плохо. Акции компании в течение дня упали на 2% и стоят теперь менее 500 долларов за штуку (год назад они стоили более 700 долларов). И не стоит забывать: сильные позиции старого джобсовского Apple были очень полезны для всех нас, в том числе для фанатов Android, системы, закалившей себя в борьбе со своим образцом и конкурентом iOS. Если Apple превратится в торговца дешевыми пластиковыми побрякушками, рынок в целом будет развиваться гораздо медленнее.

..............