Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
15 января 2013, 12:20 • Авторские колонки

Василий Колташов: Роль БРИКС

Василий Колташов: Роль БРИКС

Многим аналитикам кажется, что в ближайшие десятилетия соперником Соединенных Штатов окажется Китай. Согласно нашему анализу, Поднебесную ожидают глубокий спад и политические потрясения.

Страны БРИКС были объединены по формальному признаку – величине. Бразилия, Китай, Россия и Индия обладают большими рынками. Южная Африка не столь обширна, как её партнеры по аббревиатуре. Зато она может похвастаться прочной индустриальной базой, выделяющей её на фоне других государств региона. Не случайно именно ЮАР является ядром Южноафриканского таможенного союза, который можно рассматривать как базу для будущей более глубокой интеграции.

Поднебесную ожидают глубокий спад и политические потрясения. Лишь затем страна продолжит развитие

В декабре 2012 года наш институт совместно с Фондом Розы Люксембург провел международную конференцию, посвященную БРИКС. Интерес к этой группе стран, откуда приехали эксперты, был вызван стремлением понять, какую роль способны они играть в мировом развитии. Условное соединение этих пяти государств выделило их на общем фоне маленьких экономик неолиберального капитализма 1980–2000-х годов. За эту эпоху в мире количество стран значительно увеличилось. До начала в 2008 году глобального кризиса размер страны обозначал главным образом размер рынка, давая заодно возможность более самостоятельного развития. Однако с началом кризиса большие «развивающиеся экономики» получили шанс стать центрами силы – очагами развития, соперничающего со старым центром.

КНР не оправдала надежд первой. Бросив силы на разгон экономического роста, власти Поднебесной поддержали стабилизацию в экономике мира. Но Китай не стал новым локомотивом мирового капитализма. Важно и то, что ни одна из стран БРИКС в 2010–2012 годах не потеряла контроль над процессами в своей экономике. Рост присутствовал в разной степени, но его большие показатели (в случае Китая) скорее создавали угрозу. Нигде усилия правительств по поддержанию национальных хозяйств не привели к устранению угрозы глубокого спада. Нигде курс экономической политики не изменился настолько, чтобы можно было говорить о разрыве с неолиберализмом. Однако это не отменяет перспектив развития.

Многим аналитикам кажется, что в ближайшие десятилетия соперником Соединенных Штатов окажется Китай. Согласно нашему анализу (доклад ИГСО «Противоречия экономики Китая: замедление как окончание чуда»), Поднебесную ожидают глубокий спад и политические потрясения. Лишь затем страна продолжит развитие. К этому прогнозу следует добавить: все большие рынки, соединенные в группу БРИКС, станут, вероятно, соперниками США. Вместо одного полюса в системе мировой экономики будут существовать многие полюсы.

Специфической может оказаться в ближайшие годы роль Европейского союза. Переживаемый им кризис есть следствие отказа европейских финансовых верхов от интеграции без дискриминации «отстающих», разгрома их реального сектора и социальной сферы. Фактически страны Западной Европы, если в них не произойдут радикальные внутренние перемены, будут вынуждены бороться с группирующимся вокруг России блоком за влияние в Восточной и Южной Европе. Но совершенно неверно было бы думать, будто такой сценарий возможен без перемен в России. И самое малое здесь – разрыв с ВТО, МВФ и ВБ. Неолиберализм и развитие несовместимы в любой части мира.

Развиваться крупные рынки на новой волне мирового экономического подъема будут во многом параллельно, стараясь, вероятно, все возможное производить у себя и часто отсекая конкурентов от своего рынка. В рамках экономики «дорогого труда», которой нам, как ни старайся экономические либералы, не избежать, повышение цены рабочей силы должно стать одним из важнейших инструментов стимулирования собственного индустриально-технического развития. До всего этого еще далеко. Но усиление экономического регулирования и протекционизма может приблизить подобное будущее.

..............