Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
16 ноября 2012, 18:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Три тезиса преемничества

Михаил Бударагин: Три тезиса преемничества

Назначение Сергея Шойгу главой Минобороны, притом что Дмитрий Рогозин, курирующий ВПК, – уже вице-премьер, довольно сложная история, хотя выглядит она очень просто. Это только кажется, что 2007-й повторяется.

Нет ничего проще, чем иронизировать по поводу экспертов, гадающих теперь: что же это такое, значит, и Сергей Шойгу теперь преемник, а раньше, мол, был один Дмитрий Рогозин? А сейчас, мол, они еще и о шансах будут спорить – ну разве не смешно?

Список потенциальных преемников еще не окончательный, но сама вакансия – открыта. Список на вылет – тоже весьма разнообразен

Нет, не смешно. Назначение Шойгу – это в первую очередь очевидная реинкарнация самой идеи преемников. Еще в марте, напомним, она не была столь уж очевидной. Польза двойная: помимо выборов кандидата в президенты от власти, преемничество как факт демонстрирует несколько важных тенденций, понимать которые нужно для избавления от некоторых весьма распространенных иллюзий.

Во-первых, нынешняя политическая элита – это (как минимум в логике самой власти) надолго. Никакой «сдачи» или «бегства» не планируется, никаких чемоданов не запаковано. При этом начавшаяся антикоррупционная кампания или демонстрирует понимание общего плачевного состояния этой элиты (так кажется не только Максиму Кононенко), или же служит вполне прагматическим целям: демонстрирует, если кто забыл, силу. В пользу второго предположения говорит отсутствие масштабных уголовных дел по расхищенной ГЛОНАСС, а также крайне лояльное отношение к некоторым участникам громких дел.

То есть – и это принципиальный момент – Кремль пока еще только подступается к «новым временам», ищет в крепко спаянной бюрократии слабые места, бьет осторожно, а замахивается вполсилы. Бюрократия непременно ответит, и от этого ответа очень многое будет зависеть: во всяком случае, пока до всех дойдет, что «надолго» – это не обязательно про них, пройдет достаточно времени.

Шапками, в общем, пока бросаться рановато.

Во-вторых, Шойгу и Рогозин – это возможность интеграции всех. Бывший лидер опальной «Родины» и самый крепкий управленец из всех возможных – все годятся в дело, и ставшая уже притчей во языцех преданность экс-главы МЧС неплохо контрастирует с довольно необычным для чиновника такого ранга прошлым Рогозина. И блогер Алексей Навальный, который в рамках все той же антикоррупционной кампании выступает на телеканале НТВ с осуждающим губернатора Архангельской области спичем, – другим наука. Место, говорит Путин, найдется всем, и персон нон грата почти нет вовсе, вот только тот же Навальный уже поплатился авторитетом в среде поклонников. Впрочем, с этими поклонниками каши все равно не сваришь.

Новый призыв, пусть и осторожно (снова осторожно, время до следующих выборов есть), открыт, над этим я бы не стал так уж сильно смеяться. Учитывая, что Координационный совет оппозиции три недели мучительно размышляет о дате и формате новой акции протеста и все никак не может решить, не слишком ли позорным будет выводить на улицы не миллионы, а тысячи полторы, простор для кадрового обновления открывается такой, что залюбуешься.

Либералов много в правительстве, Минфин удивительно легко сотрудничает с ВШЭ, оплотом университетской фронды в самом хорошем, классическом смысле этого слова. Бывший радикальный националист Дмитрий Рогозин отвечает за триллионные контракты. Но и «старая гвардия» при деле. Здесь могла бы быть ваша реклама.

Список потенциальных преемников еще не окончательный, но сама вакансия – открыта. Список на вылет – тоже весьма разнообразен.

В-третьих, и это, возможно, самое главное, речь идет о приоритетах. Министерство обороны и ВПК становятся теперь (как и было обещано) передним краем борьбы за обновление страны. Опять же – до победных реляций еще очень далеко, проблемы армии и оборонки решать не перерешать, но важно направление. Когда в 2007-м Дмитрий Медведев представлял «гуманитарную» государственную сферу, а Сергей Иванов – ОПК, победили образование и здравоохранение, а теперь проблема озвучивается совершенно иначе.

Что нам сделать с оборонкой, чтобы, во-первых, страна осталась в нынешних границах, а во-вторых, стала как-то более эффективной, – вот два новых вопроса, которые и объясняют назначения Рогозина и Шойгу.

Хочется думать, что вопросы эти без ответов не останутся.

..............