Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
6 сентября 2010, 16:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Пять вопросов осени

Михаил Бударагин: Пять вопросов осени

Главными темами начавшегося политического сезона станут региональные выборы, рост общественной активности, цены, модернизация и закон об образовании. Как все это связано друг с другом?

Старт политсезона выдался на удивление спокойным: пожары в центральной России закончились, Владимир Путин вернулся из долгой поездки по Дальнему Востоку, региональные избирательные кампании не начались, а телевизионный сентябрь ознаменовался разве что возвращением Владимира Соловьева. Это спокойствие обманчиво, список стоящих на очереди горячих тем, способных в любой момент вызвать и общественную дискуссию, и кадровые выводы (второе в последнее время почти всегда следует за первым – и это предмет отдельного разговора), на удивление разнообразен.

Что выбрать?

Старт политсезона выдался на удивление спокойным: пожары в центральной России закончились, Владимир Путин вернулся из долгой поездки по Дальнему Востоку, региональные избирательные кампании не начались

Главной новостью осенних региональных выборов станет их федеральность: не существует никаких локальных кампаний, и всякая ошибка власти где-нибудь в Воронеже немедленно становится предметом повсеместного обсуждения, и то, что об этом не говорят по телевизору, теперь не значит ровным счетом ничего. То, как быстро расходилась информация из охваченных летними пожарами регионов, и то, какой резонанс она вызывала – серьезный вызов, прежде всего для региональных чиновников, которые напрасно думают, что можно творить в своем Туруханском крае что душе угодно.

Каждая из осенних региональных кампаний будет не просто «репетицией» федеральных выборов 2011-го, а их стартом. Все механизмы прямого и непрямого влияния на власть в целом и партии в частности будут опробованы именно сейчас, и никому отныне не простится ничего: ни потемкинские магазины, открытые для приехавшего президента, ни отмазанные от суда чиновницы, ни выброшенная на свалку помощь погорельцам. Каждый такой случай отбирает у партии власти сторонников не просто в регионе, но уже и в Москве, и по всей стране.

А поддержка тандема хоть и велика, но не бесконечна.

Кто виноват?

Эту поддержку будут постоянно испытывать на прочность общественные кампании, которые за лето существенно изменились: если раньше можно было эффективно выручать знакомых, друзей и просто приятных людей, то теперь и сдвинуть трассу Москва – Санкт-Петербург пусть и сложная, но вполне разрешимая задача.

Мысль о том, что общество – «гигантский дурак», возможно, и справедлива отчасти, но уж больно она удобна: мы, мол, тут все в белом, а вы не д'Артаньяны. Дурак или нет, это только Глебу Павловскому ведомо, но то, что в борьбе с пожарами людям удавалось сделать иногда больше, чем МЧС, и уж точно больше, чем чиновникам, вполне очевидный ответ на вопрос о том, кто чего стоит.

Наш гигантский дурак виноватого нашел, что твой мозговой центр, и виноватому этому осенью придется ответить на множество неприятных вопросов.

Сколько стоит?

Осень как  раз и станет временем испытания жизнью (и политической жизнью в том  числе) реформы бюджетных учреждений, испытательный срок которой начнется  уже в январе 2011-го (фото: ИТАР-ТАСС)

Осень как раз и станет временем испытания жизнью (и политической жизнью в том числе) реформы бюджетных учреждений, испытательный срок которой начнется уже в январе 2011-го (фото: ИТАР-ТАСС)

Первый из которых – цены. Главной причиной общественного недовольства будет инфляция, вызванная сначала ростом цен на продукты питания, а затем сезонным скачком тарифов ЖКХ. Все меры, пока предпринимаемые в регионах, скорее откладывают проблему в долгий ящик: удержать рынок при нынешнем российском производстве и нынешних схемах взаимоотношений местных властей и ретейла, практически невозможно.

Рост тарифов, сразу же следующий за ростом цен на продукты, неизбежно спровоцирует серьезное падение едва-едва начавшего выправляться уровня жизни: под ударом окажутся все те, кто балансируют сегодня на грани бедности. Они станут бедными – уже не только по официальным метрикам (весьма, разумеется, причудливым), но и по самоощущению, которое хуже, чем статистика.

Где модернизировать?

Бедность и сегодня является довольно ощутимым препятствием для модернизации, а если уровень жизни упадет накануне федеральной кампании 20112012, риторику нельзя будет не изменить. Сентенция о хлебе и пирожных не слишком оригинальна, но, честное слово, на ум не приходит ничего иного, и вместо прорыва нас вновь может ожидать удержание завоеванных высот (прежде всего, уровня жизни и уровня потребления).

Возможно, ответ на вопрос о том, что именно и какими средствами нужно модернизировать, даст начинающийся 9 сентября Ярославский форум, но его предложения кому-то придется воплощать в жизнь, и самым сложным будет не найти точку сборки, а реализация идей на практике: в том, что идеи будут, можно не сомневаться.

Чему учить?

Осень как раз и станет временем испытания жизнью (и политической жизнью в том числе) реформы бюджетных учреждений, испытательный срок которой начнется уже в январе 2011-го. Сама по себе реформа не делает и половины тех изменений, которые необходимы, но она если хватит воли провести – станет существенным шагом вперед: отечественная бюджетная сфера давно уже стала чемоданом без ручки нести неудобно, незачем и некуда, выбросить жалко. Навести порядок нужно было еще позавчера, но пока еще совершенно не очевидно, что удастся завтра.

Политическая атака, предпринятая на закон, будет продолжаться весь следующий год, но нынешней осенью разговоры о том, что образование станет якобы платным, зазвучат уже в предвыборном ключе. И властям всех уровней придется приложить массу усилий для того, чтобы объяснить людям, что никакой оплаты не будет, но и жить по-старому ведь уже тоже нельзя.

Невозможно ведь год за годом бросать в образование миллиарды и миллиарды, на выходе имея полную его девальвацию, толпы бесхозных, из рук вон плохо выученных и не понимающих, зачем они учились, выпускников. Нельзя же работать в современном музее, как будто на дворе 1972 год.

У нас так много чего нельзя: автомобили, например, совершенно невозможно делать так, как в Тольятти. И надо бы по-другому, но уж больно велики издержки.

Начавшийся политический сезон, стоит надеяться, и станет временем честного и публичного объяснения того, что совсем без издержек уже не получится, а то, что кто-то уйдет обиженным, неприятно, но не катастрофа: боюсь, что если не начать вести этот разговор сейчас, уже в 2011-м будет вовсе не до того.

..............