Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
9 февраля 2010, 10:00 • Авторские колонки

Максим Кононенко: Власть народа, а не процедуры

Максим Кононенко: Власть народа, а не процедуры

Пять лет назад, выступая на каком-то экспертном мероприятии между турами прошлых украинских президентских выборов, Марат Гельман* сказал как-то так: «Янукович ни при каких условиях не может теперь быть президентом». Помню, меня тогда очень удивили эти слова.

Да, у Януковича были судимости по нехорошим статьям. Да, в его пользу приписывали на востоке. Но ведь за Ющенко приписывали на западе. И Ющенко устраивал цирк с присяганием на Библии, над чем смеялись все нормальные люди. То есть оба кандидата выглядели одинаково плохо. И почему это Янукович не может стать президентом, а Ющенко может?

Я тогда был моложе и значительно глупее. Я думал, что результаты выборов определяет процедура. И если посчитали в пользу Януковича, то, значит, выиграет Янукович. И Янукович будет легитимным президентом. Потому что легитимность определяет Центральная избирательная комиссия.

Именно так до сих пор думает подавляющее большинство российской уличной оппозиции. Они говорят: если на выборах были фальсификации, значит, Медведев (Путин, «Единая Россия») нелегитимны.

Но легитимность определяет не Центральная избирательная комиссия. Легитимность определяет народ. И теперь я понимаю, что имел в виду Марат Гельман. Он говорил, что украинский народ не хочет сейчас Януковича. И что бы вы ни делали, Янукович президентом не станет. А если русский народ хочет Медведева (Путина, «Единую Россию»), то сами выборы не имеют никакого значения. Это просто формальная процедура. Это, кстати, именно та причина, по которой я не ходил на выборы президента в 2004-м году. Потому что в обществе было согласие: пусть будет Путин. А уж оформить это согласие − совсем не моя задача.

Президентом стал Янукович. Не потому, что он лучше. А потому, что он − не Тимошенко (фото: ИТАР-ТАСС)
Президентом стал Янукович. Не потому, что он лучше. А потому, что он − не Тимошенко (фото: ИТАР-ТАСС)

Звучит, быть может, цинично, но это и есть самая что ни на есть реальная правда. И задолго до только что закончившихся украинских выборов было понятно, что украинский народ не хочет видеть Тимошенко своим президентом. А значит, как сказал бы Марат Гельман*, Тимошенко ни при каких условиях не могла теперь стать президентом. И совершенно неважно, какой разрыв между двумя кандидатами. Совершенно неважно, кто какие митинги устроит, какие суды выиграет и в каких регионах как проголосовали. Важно лишь то, что Тимошенко сейчас не хотели. Причин можно назвать три миллиона, но пусть их анализирует кто-то другой. Нам важны не причины. Нам важны следствия. А следствия таковы − президентом стал Янукович. Не потому, что он лучше. А потому, что он − не Тимошенко.

Именно так было пять лет назад. Ющенко стал президентом не потому, что он был лучше. И даже не потому, что за него проголосовало большинство населения (сейчас мы знаем, что это было не так). Ющенко стал президентом потому, что народ не хотел Януковича. Опять-таки, не предмет этой колонки анализировать причины, почему его не хотели. Но его не хотели. Поэтому согласились на Ющенко, который привел страну к деморализации и экономической катастрофе.

Сейчас точно так же согласились на Януковича. А в России в 1996-м согласились на Ельцина. Потому что не хотели Зюганова.

Сейчас Антон Носик пишет, что нынешняя Украина − это Россия 1996-го. И что Украина сейчас проходит ту черту, которую Россия в 1996-м не прошла. Они, дескать, позволили стать президентом Януковичу, а мы Зюганову не позволили. А Янукович − это как раз тот самый Зюганов, и сейчас мы на примере Украины посмотрим, каково было бы России с Зюгановым.

Но в 1996-м году в России не хотели Зюганова. И вместо него позволили стать президентом Ельцину. С фальсификациями, да, но, повторим слова Гельмана еще раз, Зюганов ни при каких условиях не мог тогда стать президентом. И поэтому Янукович сегодня − это Ельцин 1996-го. И, как это ни парадоксально звучит, Янукович сегодня − это Ющенко пять лет назад. Потому что механизм его легитимности тот же.

Вот из этого и стоило бы исходить. В этом и заключается собственно демократия: когда народ имеет того руководителя, которого хочет. А если никакого не хочет, то тогда хотя бы того, которого не хочет меньше, чем другого. А все разговоры о «процедуре», о конституционности и о признании международных наблюдателей − это, конечно, занимательно, но не более того.

Потому что демократия − это власть народа, а не власть процедуры.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Отзывы читателей, поступившие на статью
Отзывы читателей, поступившие на статью
Добрый день!<br><br>В принципе, это не важно, но мне вот кажется что на выборах, когда нет подавляющего перевеса, результат определяет экон. элита, истеблишмент, но не народ. Просто в случае с Путиным, желания народа и истебл. совпали, а в случае с Зюгановым - немножко нет, и, тогда, в 96-м, правящая элита подогнала свое желание «под ответ», как в школе, когда лень решать задачку по алгебре. Процедура. На Украине ситуация, видимо, иная. Там идейно половина страны за Януковича (или может быть даже всё еще против Ющенко, хотя его уже и «нет»), а половина – скорее против него, чем за Тим., и при этом элита тоже разделилась по ориентации экон. интересов N-W. И это как-то очень плохо для общества, когда каждый второй каждому первому, в принципе, непримиримый враг (конечно утрировано). Вот это точно настоящая задача по легитимности.<br><br>А по большому счету - так пофиг на результаты тамошних выборов.. пусть люди живут себе как хотят (как и грузины, эстонцы и т.д.) не понимаю (и понимаю) почему такую истерию это вызвает в нашей стране. Ну не хотят люди!! как, я, к примеру, не хочу ездить на АвтоВАЗе, или нет..жить в Бутане. Нам просто нужно оставить их всех в покое, и тогда, наверное, не будет антирусских маршей и героизаций, если опять же это кому-то особо мешает. Ясно как день, что Янукович не вернет нам Севастополь, а Украина превратится в Белорусию - будет пользоваться энергетическими скидками в обмен на нематериальное продовольствие: на гарантии невступления в НАТО, например, где их и так пока особо не ждут, как не крути, т.е. материальное в обмен на так необходимое русскому народу духовное, братскославянское. Но при этом все равно внутренне будут смотреть на Запад, постепенно к нему приближаться, и, в итоге, у них все получится. А потом уже мы захотим присоединится к Украине, вот увидите)))<br><br>Михаил Науменко
..............