Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
22 февраля 2010, 10:00 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Острова виртуальных сокровищ

Леонид Радзиховский: Острова виртуальных сокровищ

Деньги – ненадежная материя. Они «должны работать», крутиться… Но природа отдыхает на детях великих. К детям талантливых бизнесменов это тоже относится, особенно если эти дети воспитаны в роскоши и излишествах.

Вдруг призадумался о смысле жизни. Чужой, конечно. Потанин навеял…

В интервью английской газете «наш» магнат (согласно журналу «Финанс» состояние – 10 млрд долл.) сказал, что по примеру богатейших людей мира – Б. Гейтса и У. Баффета – он хочет оставить после смерти свой основной капитал не детям-внукам (им выделяются на прожитие скромные миллионы), а передать фонду, который будет тратить эти деньги на благотворительные цели.

Конечно, для наших сегодняшних миллиардеров это кажется бредом каким-то: итог всей жизни… отдать на благотворительность!

Дочь олигарха, Анастасия, заявила, что для нее это – не новость, и она полностью поддерживает решение отца. «Мы сами себе заработаем».

Тут же нашлись скептики, которые внимательно прочитали «вопль души Потанина».

Так, они обратили внимание, что Потанин сказал, что займется формированием такого фонда «лет через 10»… Между тем Гейтс и Баффет (и мэр Нью-Йорка Блумберг и ряд других) уже отдали юридически-четкие РАСПОРЯЖЕНИЯ, а не просто сформулировали «декларацию о намерениях». Тем более о «намерениях через 10 лет…» Нет, даже «лет через 10…»

Но какова бы ни была в дальнейшем судьба «потанинских миллиардов», для меня важно, что такая мысль вообще – и вполне серьезно! – приходит ему в голову. Тем более за язык-то никто не тянул.

Между тем проблема эта – вечная. И драматичная.

Капитан Флинт грабил суда. Его старый «Морж» был до краев полон золотом – сокровища Флинта составляли 700 000 фунтов. Какая-то запредельная сумма для XVIII века, больше чем у Лисина с Прохоровым вместе взятых…

«А сколько человеческих жизней, скольких страданий и крови стоило собрать эти сокровища! Какая пальба из орудий, сколько лжи и жестокости!»

Как же Флинт распорядился сокровищами – своей жизнью, перелитой в золото?

Он закопал их на необитаемом Острове.

А сам умер в Саванне, так и не воспользовавшись НИЧЕМ из награбленного.

«Да, умирал он скверно. То приходил в бешенство, то требовал рому, то начинал горланить «Пятнадцать человек на сундук мертвеца». Кроме «Пятнадцати человек», он ничего другого не пел никогда».

Последними его словами в сей земной юдоли были: «Дарби Мак-Гроу! Дарби Мак-Гроу! Дарби, подай мне рому!»

Подай рому…

А ЗАЧЕМ ВСЕ?! Зачем 700 000 фунтов и сотни убитых? Чтобы зарыть в землю? В чем смысл?!

Но что же еще с этим делать?

Как выражается нью-йоркский банкир Санфорд Вейль (бывший руководитель Сити-груп) : «В саване карманов нет».

Да, с собой не возьмешь, в ту землю, в которую зароют, не положишь…

Наг пришел – наг уйдешь.

Но НАСЛЕДНИКИ?! Ради кого все, если не ради них, ради продления финансового рода? В чем еще оправдание жизни?

«И что скажут потом мои дети? «Вот, − скажут, − отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!»

Уже известно, что Чичиков сильно заботился о потомках. Такой чувствительный предмет! Иной, может быть, и не так бы глубоко запустил руку, если бы не вопрос, который, неизвестно почему, приходит сам собою: «А что скажут дети?»

Ну, другой отец рассуждал иначе.

«Я царствую … но кто вослед за мной
Примет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник.

Он расточит…А по какому праву?
Мне разве даром это все досталось,
Или шутя, как игроку, который
Гремит костьми, да груды загребает?

О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Придти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить как ныне!..»

А сколько человеческих жизней, скольких страданий и крови стоило собрать эти сокровища! (фото: Getty Images/Fotobank.ru)
А сколько человеческих жизней, скольких страданий и крови стоило собрать эти сокровища! (фото: Getty Images/Fotobank.ru)

Скупой рыцарь хочет оберегать своего идола – Златого тельца – после смерти, как Командор – свою Донну Анну.

Кащей Бессмертный мечтает без смерти «над златом чахнуть»…

Хотя, в сущности, противоречия между ним и Чичиковым нет.

Просто Павел Иваныч, не имея детей, с наивным эгоцентризмом почему-то воображает, что они стали бы – как и он сам – «хранить и преумножать».

Ну, а скупой рыцарь, зная своего Альбера, таких иллюзий строить не может.

В реальной жизни, понятно, таких страстей нет, но что-то подобное наблюдается.

Деньги – ненадежная материя. Они «должны работать», крутиться… Но природа отдыхает на детях великих. К детям талантливых бизнесменов это тоже относится, особенно если эти дети воспитаны в роскоши и излишествах.

И деньги, крутясь, вываливаются из их рук…

Очень немного денежных династий сохраняется «хотя бы» пару сотен лет.

В Европе можно назвать, пожалуй, одних Ротшильдов, в США – Рокфеллеров. И то эти легендарные семьи – если перевести их деньги по курсу 100-летней давности – резко ОБЕДНЕЛИ. Ну, а уж их влияние и вовсе несравнимо с тем, что было…

Но это – редкие исключения.

А где все прочие? Морганы и Вандербильды, Круппы и Стиннесы, Ревельстоки и Монды, Марксы и Спенсеры, Гетти и Хьюзы, Форды и Зингеры – «некоронованные короли», как любил выражаться советский журналист 1960-х Валентин Зорин… Где же они?

НИГДЕ.

Богатые обыватели, вышесредний класс, по 10−20 млн на человека, без всякого бизнес-влияния… НИКТО.

Второе−третье поколение еще остается на плаву (Бетанкуры или Квандты, Уолтоны или Херсты, Хилтоны или Прицкеры), но затем финансовый ветер, приливы и отливы кризисов постепенно размечут, унесут, размоют золотой песок, на котором построили замок семейного бизнеса.

Да… Как ни странно, а НА САМОМ ДЕЛЕ можно завещать только нечто нематериальное – ИМЯ. Вот имя, бренд остаются. А больше – ничего. Как и в других профессиях.

Ученый, спортсмен, актер что может ПЕРЕДАТЬ наследнику? Грамоты, медали, премии… Но не может передать открытия, рекорды, книги. Это – главное, что он сделал – больше не является «частной собственностью». Результат его трудов уходит – в никуда, растворяется в культуре, как тело распадается на молекулы и смешивается с землей… И перехитрить этот круговорот нельзя. Точно так же с результатом бессонных трудов бизнесмена …

Больше того.

Если бы и не было Революции 1917-го, едва ли хоть одна−две из знаменитых тогда семей – Нобели, Рябушинские, Морозовы, Кнопы и т.д. – сохранили бы свое богатство и влияние. Без матросов обошлось бы – само бы ушло… Как без коллективизации ушел за долги Вишневый сад. И как ушел бы он – через поколение-другое – уже от детей Лопахина.

Круговорот времен… И денег, конечно.

Что ж, зная это, «скупые рыцари» нашли способ «сохранять деньги в анабиозе» − отдают их на благотворительные цели.

Там деньги сохраннее, чем в бизнесе.

Так сохранились деньги Нобеля, Карнеги (фонд Карнеги, университет Карнеги-Меллон), тех же Рокфеллеров (университет Рокфеллеров), Гуггенхаймов (музей современного искусства). И у нас – Третьяковка, больница Боткина, музей Бахрушина… А от Морозовых что осталось? МХАТ им. Чехова – прихоть Саввы Морозова, единственное, что осталось от Морозовых.

Конечно, для наших сегодняшних миллиардеров это кажется бредом каким-то: итог всей жизни… отдать на благотворительность!

Деньги эти, капиталы эти были, как правило, добыты … х-м-м … Ну, в общем, «добыты»! «Что такое ограбление банка по сравнению с основанием банка?!»

Да, все верно.

Но пройдет время, у молодых волков выпадет шерсть, зубы – и не «доброты ради», а просто от времени придет осознание: можно перехитрить Государство, компаньонов, кредиторов… ВРЕМЯ не перехитришь. И династию на века не создашь. Не те нынче века – быстрое время.

Значит, выходов три.

Оставить наследникам – чтоб они растратили и потеряли бесследно за 1−2−3 поколения.

Отдать на благотворительность – сохранить хотя бы бренд.

Или… Купить маленький остров и зарыть там. Не забыв зарыть там же и тех, кто помогал прятать сокровище.

И тогда можно с легкой совестью орать «Дарби, подай мне рома!», представляя с внутренней ухмылкой, какая драка будет твориться на твоем острове через несколько лет.

..............