Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
7 июля 2008, 16:30 • Авторские колонки

Андрей Ковалев: Видение музея

Андрей Ковалев: Видение музея

Я не скажу ни одного недоброго слова относительно эстетических воззрений московского правительства и способов их реализации в садово-парковом комплексе «Царицыно».

Намекну только, что ужас-ужас и еще раз ужас охватывает меня при воспоминаниях о там увиденном. Что там такого навертели московские мастерюги и в какую сумму это обошлось, не стану даже и заикаться.

Из открытых официальных источников можно узнать, что в 2006 году в «Царицыно» предполагалось освоить семь миллиардов семьсот миллионов рублей.

Против столь созидательного и высококреативного лома нет уж совсем никакого приема.

И я, московский патриот, испытываю только гордость от того, что все эти несчетные миллионы были закопаны в нашу, московскую землю.

И теперь наступило истинное счастие – эту бесконечную и корявую роскошь можно рассмотреть в натуре

И в это прекрасное место привезли колоссальную выставку «XX век в Русском музее». Про Русский музей тоже скажу, что великий это музей. Привезли всё, что могли. И «Иду Рубинштейн» Валентина Серова, и «Красный квадрат» Казимира Малевича. На новом месте всё это смотрится просто потрясающе, доложу вам.

Причины такого роскошного подарка москвичам от недоверчивых петербуржцев становятся ясными для внимательного наблюдателя, который в состоянии прочесть волшебные буквы «АФК «Система».

К большому сожалению, у нас журналисты больше привыкли пускать сопли по поводу возвращения духовных ценностей, но не имеют никаких сил спросить что-то конкретное про бюджет.

Хотя и так ясно, что спонсор выделил очень большие деньги на страховку и перевоз такого количества очень ценных вещей. Можно только предположить, что Русскому музею сделали такое предложение, от которого невозможно было отказаться.

Мы, культурники, лишь пищей духовной питаемся. Денег не считаем, зато умеем считывать и разгадывать представленные нам идеологемы.

Итак, можно говорить о том, что на выезде Русским музеем представлена новая официальная история русского искусства ХХ и последующих веков.

Сначала всё складывается вроде логично – авангард, соцреализм. Особенно мне как советологу (то есть человеку, изучающему советское искусство) по душе пришлись привезенные в Москву огромные соцреалистические полотна.

По причине наличия на них изображений тов. Сталина их с пятидесятых годов держали накатанными на валы, в самом музее их испокон веку не показывали. И рассматривать их приходилось по слепым и выцветшим иллюстрациям.

И теперь наступило истинное счастие – эту бесконечную и корявую роскошь можно рассмотреть в натуре. Хотя и не без некоторого трепета: в таком, официальном, контексте возникает очень неприятное впечатление – кондовым соцреализмом теперь любуются вовсе не по приколу, как раньше.

А потому что новые наши идеологи сталинизм не вовсе осуждают.

А от этого становится как-то неуютно.

Но дальше, после войны, у нас полный швах начинается. Эта часть нашей истории изложена в полном соответствии с посзднесоветской концепцией «многообразия форм и методов социалистического реализма».

«Суровый стиль», «семидесятники», восьмидесятники – и так далее. Гладко и чисто, но тоскливо до умопомрачения. Тоже исторический факт: именно «мягкие» брежневские соцреалисты сейчас в чести.

И в это прекрасное место привезли колоссальную выставку «XX век в Русском музее» (фото: tsaritsyno-museum.ru)
И в это прекрасное место привезли колоссальную выставку «XX век в Русском музее» (фото: tsaritsyno-museum.ru)

Как и скульптор Баранов, поставивший на самом видном месте нелепые фигуры двух полных фриков, под которыми подписано «Баженов и Казаков». Именно эти поздние соцреалисты и осваивают теперь московские гипербюджеты, по слухам, сильно зашкаливающие за аукционные рекорды.

Смысл идеологии этих странных персонажей заключался в безмерном освоении и присвоении музейного наследия. В свое время такая стратегия выглядела даже милой и безобидной фрондой против безнадежной в эстетическом отношении соввласти.

Но теперь, ради такого высокодуховного «качества», собственно историческое наследие подвергается чудовищному поруганию. На месте фантастической и грозной руины возводится дурного тона голливудская декорация на историческую тему, ни к какой истории отношения не имеющая.

Но собственно современное искусство показано каким-то нелепым придатком, в самом конце. И то – в виде интернационального контекста, дара Русскому музею Петера Людвига, германского шоколадного короля.

Как это ни странно, но именно эта часть смотрится в этих силиконовых декорациях наиболее естественно и непринужденно.

Но никто, похоже, не решился показать московскому заказчику очень серьезную коллекцию современного искусства, которую собрал отдел новейших течений Русского музея. Нет даже ошеломительных тряпочек питерского гуру Тимура Новикова, большого государственника, кстати сказать.

В таком случае, настоящим героическим и очень своевременным жестом кажется исход из музея «Царицыно» Андрея Ерофеева с коллекцией собственно современного искусства.

Ему бы там не жить, перешедшие под руку Лужкова поклонники истинного и качественного искусства давно бы всё порушили. В Третьяковке Ерофееву тоже несладко приходится. Однако – коллекция цела. Но это уж немного другая история.

Жаль, конечно, что у московского начальства наличествует идиосинкразия к современному русскому искусству. Но и это можно пережить. Меня лично гораздо больше беспокоит морально-нравственное состояние руководителей Государственного Русского музея.

Вместе с выставкой из фондов Русского привезли еще и коллекцию, названную «Время собирать». Вроде бы как из частных зарубежных коллекций, хотя в проекте участвуют не только покупатели и коллекционеры, но и дилеры и продавцы.

Например, кельнский галерейщик Алекс Лахман. Как ни странно, именно он оказался чист перед музейными богами, показав очень качественную коллекцию авангардной фотографии двадцатых.

А вот все остальное вызывает просто шок. Даже поверхностный осмотр выявляет немыслимое количество чрезвычайно грубо сляпанных фальшаков. Если мне кто-то объяснит, по какой причине блестящий рисовальщик Борис Григорьев вдруг рисовать разучился вовсе, а авангардистский сноб и интеллектуал Иван Пуни вдруг смог написать обнаженную модель, у которой руки и ноги вставлены в какие-то совсем неправильные места, то я возьму свои слова о фальшивках обратно. Особо непристойно вся эта каша выглядела рядом с подлинниками из постоянной коллекции музея.

Я уж говорил о том, что не испытываю никакого сочувствия к глупым буратинкам, которых разводят на духовные ценности. Но в данном случае выставку подготовил ГРМ, издал толстенный каталог с предисловием зама по науке Евгении Петровой.

То есть разводка здесь происходит на совсем другом уровне. После того, как музей под всем этим подписался, такое роскошество можно совершенно безболезненно впарить кому угодно. Можно предположить, что и самому музею «Царицыно», и любителям искусства из московского правительства.

Хотя и тут ничего фатального не произойдет. Фальшивое искусство – в фальшивом Царицыно. Судьба, знать, такая. Кстати сказать, матушка наша, Екатерина Великая, как увидела кучу всяческого масонства, которое натыкал в еще недостроенный дворец архитектор Баженов, так и повелела возведение прекратить.

Но теперь сего, похоже, уж никто не боится.

..............