Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
26 июля 2014, 19:00 • Клуб читателей

С чего начинается Родина

Игорь Оленев: С чего начинается Родина

С чего начинается Родина
@ из личного архива

Что делают люди, искренне считающие себя патриотами, во имя своей великой любви к Родине, кроме крика «Слава Украине»? И что это вообще такое, Родину любить?

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Игоря Оленева о набирающем популярность среди молодежи новом движении – скаутах.

Что можно сказать киевским детям, скачущим на школьной линейке с кричалкой «Москаляку на гиляку»? «Ребята, давайте жить дружно?» Что чувствуют подростки, в едином порыве выкрикивающие речовки «Слава нации! Смерть ворогам!»? Чем они занимаются, интересуются в жизни? Что делают люди, искренне считающие себя патриотами, во имя своей великой любви к Родине, кроме крика «Слава Украине»?

У ребенка вырабатывается система мотивации роста – улучшения своего поведения согласно скаутским законам, а не животно-потребительское отношение к жизни

И что это вообще такое, Родину любить? И в чем она, Родина? С чего она начинается? С драки в турецком отеле «Кемер»? Сам 5-звездочный от этих «игр патриотов», кстати, отказался.

Как человеку, рожденному в СССР и объездившему за свою жизнь почти всю его территорию, мне непонятно это искусственное разделение на «небратьев», но близки слова песни из к/ф «Брат-2»:

«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
Речка, поле и лесок,
В поле – каждый колосок...
Всех люблю на свете я,
Это – Родина моя!».

За 23 года у нас выросло поколение, воспитанное не на любви к своей стране и своей земле, а на антагонизме «Украина – не Россия!». Так с этим никто и не спорит – мы теперь совершенно разные, суверенные государства.

Но это же не значит, что если украинцы – «не русские», то им не должны быть присущи такие исконно славянские черты, как взаимовыручка, сочувствие и сострадательность к ближнему и любовь к Богу.

Еще в канун Нового 2014 года настоятель наших храмов – протоиерей Андрей Ткачев в своей статье: «Что можно понять, глядя на толпу, выплеснувшуюся на улицы украинских городов?» писал: «Я бы сказал так: найдите себя, пока нет войны. Это великий нравственный вывод из всего происходящего. Если вы не нашли себя в мирное время, то начавшаяся война вовлечет вас в себя так, как ветер тянет внутрь своего вихря тротуарные бычки, фантики и прочий мусор. Мусор, господа, это не милиция. Это – те легкие и дешевые души, хоть бы их были и миллионы (число неважно), которые увлечены массовым порывом без личных осознанных мнений».

Уже около 10 лет занимаясь с детьми, я понимаю, что все проблемы сегодняшней Украины выросли вместе с новой инфантильной порослью молодых украинцев, которых воспитали не в духе уважения к прошлому своей страны и своей семьи, а в презрении к труду и людям труда.

Отсюда это брезгливое «ватник» или «колорад» и потребительское отношение к Родине, которую эти самые «ватники» и «колорады» строили и защищали. Увы, поколение, воспитанное на идеологии потребления, способно лишь к разрушению, но не к созиданию. Поэтому теперь у нас революция, а ее логика в разрушении и сносе – памятников, памяти и авторитета: «кто был ничем – тот станет всем!».

Но сколько ни прыгай на капоте машины посольства России, сколько ни кричи «Героям слава!», зияющая пропасть внутренней пустоты будет генерировать еще большую агрессию и энергию разрушения, именно поэтому взрослые дяди и тети для реализации своих политических амбиций используют молодежь и даже детей – за их неокрепшие умы и горячие сердца разгорелась поистине настоящая война.

Как грибы после дождя растут всевозможные военно-патриотические организации, где могут научить готовить «коктейль Молотова» и прочим псевдогероическим «секретам», которые на самом деле являются рецептом расчеловечивания подростков.

Подобно популярным в последние годы секциям восточных единоборств и йоги, предпринимаются попытки создания скаутских организаций. Пока такие группы создаются и вырастают силами энтузиастов, но это имеет хаотический характер, а все попытки конфедерации приводят лишь к выяснению отношений между собой.

Поэтому должна быть централизованная, государственная поддержка этого движения через социальные службы либо ведомства по работе с молодежью, в которые с правом решающего голоса должны входить руководители скаутского движения.

#{image=211811}В этом плане особое внимание заслуживает инициатива министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, организовавшего системную поддержку военно-патриотического воспитания детей на духовных традиционных ценностях.

Однако идея развития скаутского движения в России и его государственной поддержки сразу вызвала кривотолки, поскольку слово «скаут» ассоциируется с чем-то англо-американским, а следовательно враждебным – никто не связывает движение скаутов с русскими, тем более православными традициями.

Конечно, слово «скаут» действительно не наше и в переводе с английского означает «разведчик». «Зачем России какие-то скауты, если у нас были свои пионеры?» – возмущались многие комментаторы данной новости. Люди старшего поколения на вопрос о том, кто такие скауты, обычно отвечают, что это «ихние пионеры». Но не все так просто.

Скаутинг (англ. – разведывание) – всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и интеллектуальным развитием молодых людей. Цель – помочь молодежи занять конструктивное место в обществе и быть полезной своему Отечеству. Основано в 1907 году в Великобритании полковником Робертом Стивенсоном Смитом Баден-Пауэллом.

А дело было так: полковник просто решил вывезти группу мальчиков-подростков на незаселенный остров и организовать палаточный лагерь – своего рода школу выживания. Этот эксперимент дал положительный результат, заложив новые принципы в мотивации и воспитании молодежи в современном обществе.

Они отразились в скаутском обещании и скаутских законах. И на сегодняшний день главный символ скаутинга – скаутская лилия – символизирует три основных принципа скаутинга: верность Богу, верность Отечеству и помощь ближним.

Трудно подобрать более духовный символ: в геральдике лилия традиционно символизирует чистоту и непорочность, преданное служение Пресвятой Богородице (поэтому архангел Гавриил изображается на иконе Благовещения с лилией). Сам Господь Иисус Христос уподобляется в Священном Писании Ветхого Завета лилии долин (Песнь песней 2:1).

В старину стилизованная лилия изображалась на картах, указывая своим центральным лепестком направление на север. В свою очередь, скаут, как стрелка компаса, должен быть надежным проводником к скаутским идеалам для человечества.

Стрелка компаса указывает направление на север к Полярной звезде. Поэтому Полярная звезда часто тоже рассматривается как скаутский символ неуклонного стремления к вечным идеалам.

Все это доказывает, что изначально идея скаутинга сугубо духовна, аполитична и имеет прикладной аспект. Так, лилия никогда не растет в водоемах с грязной водой, а ее стебель сам по себе является природным фильтром, через который в походе можно пить воду из водоема.

И вытекающие отсюда скаутские законы: скаут честен, вежлив, бережлив, верен, бодр, защитник природы, и достигается это послушанием к старшим и преодолением трудностей. Все эти принципы неминуемо вырастают из заповедей Божьих, и таким образом, через нравственный закон общества происходит христианское воспитание подрастающего поколения.

Но вернемся к нашей истории. Почти сразу скаутское движение пришло и в нашу страну: царь Николай II, прочитав в 1910 году книгу Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», стал активно развивать это движение в Российской империи. Осенью 1917 года в России насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах страны.

На сегодняшний день скаутское движение представляет из себя лидерско-ступенчатую систему воспитания молодежи, где коллектив формирует и мотивирует нравственно-духовное, военно-патриотическое и природно-сберегающее сознание.

В чистом, первоначальном скаутинге инициатива создания, роста организации исходила «снизу», то есть группа энтузиастов, понимающих, что объективное воспитание детей возможно только в здоровом коллективе на основе нравственных законов (скаутские законы), и создавали свои подразделения, в которых каждому участнику давались права и обязанности: кат-скута (чижика), скаута (разведчика), ровера (лидера).

У ребенка вырабатывается система мотивации роста – улучшения своего поведения согласно скаутским законам, а не животно-потребительское отношение к жизни (вспомним роман «Повелитель мух»).

А еще в походных условиях (лес, горы, море – природа) старший (лидер) является авторитетом в принятии решений, поступков, происходит воспитание личным примером, что в конечном счете становится поведенческой моделью, эталоном образа жизни и формирует стремление к нему приблизиться («а чтобы сделал в этом случае дядя Коля?»).

В истории скаутинга известны примеры, когда государство брало на себя главенствующую роль в этом движении, привнеся в него свою идеологическую сущность (пионерия в СССР, Китае, Корее; гитлерюгенд в фашистской Германии), но такие организации приходили в упадок, как только утрачивали поддержку правящей власти.

Собственно, попытки искусственного создания подобных систем «сверху» предпринимались у нас изначально: в царское время это скаут-отряды по принципу потешных кадетских полков, затем – пионерия, сейчас – казачество.

Все эти формы имеют право на существование, но скаутинг как эффективный способ воспитания приобрел международное мировое значение, и сегодня нет необходимости придумывать свой велосипед – надо взять себе на вооружение весь накопленный опыт и пропустить его через призму православия и русского Духа и выдать новый «непревзойденный» результат.

Также вызывает интерес участие и опыт церкви в этом деле, когда церковь становится гарантом отсутствия личностных амбиций, например, Селигер, Братия, но это не скаутские платформы, а, скорее, фестивальные молодежные программы, которые в первую очередь способствуют стимуляции знакомства и общения между молодыми людьми, но вряд ли как системное воспитание подрастающего поколения с 8-9-летнего возраста и до 25-30 лет.

Основатель скаутского движения Баден-Пауэлл говорил: «Скаутинг – это не клуб по интересам, не воскресная школа, а школа выживания в лесу». Наша же задача, сохранив традиции, развивать это добровольное движение, которое помогает молодежи научиться самостоятельному мышлению. В популярном у молодежи к/ф «Ночной дозор» есть замечательная фраза: «Легче погасить в себе свет, чем развеять тьму вокруг».

Поэтому миссия скаутинга – содействие воспитанию молодежи через систему ценностей, основанную на скаутском Обещании и Законе, чтобы помочь построить лучший мир, где каждый человек является самореализованной личностью и играет конструктивную роль в обществе.

Ведь «можно одурманить немцев спесью оттого, что они – немцы и соотечественники Бетховена. Так можно вскружить голову и последнему трубочисту. И это куда проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена» (Антуан де Сент-Экзюпери: «Планета людей»).

..............